Министерство финансов подготовило новую версию законопроектов, регулирующих криптовалюты (есть в распоряжении «РБК-Крипто»). Поправки касаются изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, Налоговый кодекс и закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов. В пояснительной записке к документу предлагается признать цифровую валюту имуществом в целях введения налогообложения.
«Криптовалюта часто используется в целях уклонения от уплаты налогов, для легализации средств, добытых преступным путем, и финансирования противоправной деятельности», — утверждают в Минфине.
Предлагается ввести обязанность для обменников сообщать в налоговые органы о переводах денежных средств и криптовалюты по операциям с российскими пользователями. Их идентификация будет проводиться по платежным реквизитам банковских карт и по российскому IP-адресу.
В ведомстве также считают необходимым обязать граждан сообщать в налоговые органы о своих криптокошельках, обороте средств и остатке, в случае, если сумма поступлений цифровой валюты за календарный год превышает 100 тыс. руб. Недекларирование кошелька, если через него за год прошло больше 1 млн руб., становится уголовно наказуемым деянием и может быть наказано принудительными работами или даже лишением свободы на срок до трех лет. Кроме того, законопроект предлагает признать совершение преступлений с использованием криптовалюты обстоятельством, отягчающим наказание.
Старший юрист налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) Дмитрий Кириллов подчеркнул, что в очередном пакете законопроектов законодатель модифицировал подход к регулированию цифровых финансовых активов. Из пакета были исключены «одиозные» поправки в закон «О ЦФА», делавшие бессмысленным существование криптовалют в российском правовом поле, однако появился ряд новых «неожиданных» идей, добавил эксперт.
В НК включили понятие «цифровые права», однако оно отличается от такового в первоисточнике — Гражданском кодексе. Из-за этого вероятность разночтений весьма высока, предупредил Кириллов. Самым важным он назвал добавление понятие «электронное средство перевода цифровой валюты (цифровых прав)». Под ним понимается средство и (или) способ, позволяющие удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода (передачи) цифровой валюты (цифровых прав) с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, а также иных технических устройств.
Формулировка, указанная в законопроекте, имеет ряд негативных последствий, считает юрист. Во-первых, в ней смешиваются понятия цифровой валюты и цифровых прав — согласно еще не вступившей в силу редакции закона о ЦФА, цифровая валюта цифровыми правами не является. Второе последствие намного опаснее — под эту формулировку подпадает любой компьютер или смартфон, на котором не просто установлено биржевое приложение или криптовалютный кошелек, а с которого пользователь может зайти (не заходит, а именно может — в норме говорится «позволяющие») на интернет-страницу биржи или кошелька. При этом остается открытым вопрос квалификации майнингового оборудования как таких электронных средств.
С таким нечетким понятием связаны существенные риски для владельцев криптовалют. Те же поправки в НК РФ обязывают пользователей подавать в налоговый орган отчеты о наличии у них таких «электронных средств» и об операциях с криптоактивами под угрозой штрафа в 30% от полученных криптоактивов. Если отчет не был подан, а криптоактивы получены в крупном (от 1 млн руб.) или особо крупном (от 5 млн руб.) размере, это может повлечь уголовную ответственность вплоть до связанной с лишением свободы. В результате пользователь, забывший сообщить налоговому органу о каком-то своем гаджете, рискует оказаться за решеткой.
«Самое правильное, на мой взгляд, это от всего 25-страничного законопроекта в его нынешней редакции оставить две строки: криптовалюта для налоговых целей — имущество, НДС не облагается. Остальное, увы, требует существенной доработки», — заявил Кириллов.
Эксперт Moscow Digital School Ефим Казанцев добавил, что те, кто решит по каким-то причинам сохранить имеющуюся криптовалюту и сообщит о ней в налоговую, должен будет ответить на вопросы о ее происхождении и о том, уплачены ли с нее все налоги.
«Есть, конечно, вероятность, что эта чрезмерно жесткая инициатива Минфина не будет поддержана, но шансов на это немного. Скорее всего, в том или ином виде обязанность декларировать криптовалюту будет закреплена. А значит всем, кто не планирует рассказывать налоговой об источниках ее происхождения и причинах неуплаты налогов, стоит задуматься о конвертации цифровой валюты в нечто иное», — предупредил Казанцев.
Ранее «Коммерсантъ» сообщил, что в Росфинмониторинге поддерживают часть норм, предложенных Минфином и относящихся к сфере ответственности ведомства, а в Минцифры обещают сформулировать свою позицию к совещанию в Минфине.
В мае 2020 года в Госдуме предложили ряд законопроектов, касающихся оборота и выпуска криптовалюты. За нарушения в ее использовании предлагалось ввести административную и уголовную ответственность. Тогда сообщество и министерства раскритиковали предложение и сообщили, что принятие документов в текущей редакции поставит крест на развитии блокчейн-индустрии в России.
После этого законопроект «О ЦФА» пересмотрели, убрав из него такие понятия, как «майнинг» и «токены», а также положение об административной ответственности. В документе дается определение цифровой валюты, запрещается ее использование в России для оплаты товаров и услуг. Президент Владимир Путин подписал закон 31 июля, новые правила вступят в силу 1 января 2021 года.
В начале сентября Минфин предложил внести поправки к федеральному закону о ЦФА. Документ предполагал прямой запрет на любые сделки с виртуальными деньгами, кроме трех случаев: наследования, банкротства и исполнительного производства. В сообществе раскритиковали предложения ведомства и подчеркнули, что они не должны быть приняты в текущем виде.
Михаил Теткин