Весь цифровой контент, созданный на субсидии Минкультуры, в том числе документальные фильмы и мультипликация, будет безвозмездно передаваться ведомству для дальнейшего размещения на принадлежащих ему порталах (Культура.рф и другие), а также для продвижения в поисковых системах и социальных сетях («ВКонтакте» и «Одноклассниках»). В ведомстве подчеркивают, что речь идет о частичной передаче прав — авторские права создателей фильмов и спектаклей нарушаться не будут. Об этом «Известиям» рассказал замдиректора департамента управления делами Минкультуры Вадим Ваньков.
— Если непосредственно Минкультуры выделяет деньги на создание того или иного контента, оно имеет право требовать прописать в контракте пункт о передаче этого контента с целью его сохранения и дальнейшего использования, — пояснил он. — Например, выделяются субсидии на неигровое кино. Мы включили в контракт нового образца обязательное требование о возможности размещения этих фильмов на наших информационных ресурсах. В дальнейшем документальные фильмы, снятые при поддержке Минкультуры, будут размещены в свободном доступе на портале Культура.рф. Речь не идет об исключительных правах, но как минимум ведомство должно иметь право на использование этого контента.
Президент Гильдии неигрового кино и ТВ Евгений Григорьев уверен, что эта инициатива Минкультуры подорвет индустрию.
— Количество зрителей у того или иного контента — это показатель эффективности расходования госсредств, и с этой стороны инициатива Минкультуры выложить фильмы в свободный доступ понятна. Однако в нашем случае она просто нарушает авторские права создателей, а также подрывает всю зарождающуюся индустрию неигрового кино, так как ставит крест на возможности заработать и окупить затраты через телевидение и иные виды дистрибуции (субсидия же может покрыть максимально только 70% бюджета). Поэтому в середине декабря гильдия отправила письмо в Минкультуры с просьбой отложить введение этой инициативы до прояснения деталей, — отметил Евгений Григорьев.
Письмо было направлено директору департамента кинематографии Минкультуры Вячеславу Тельнову 11 декабря. В нем содержится юридический анализ инициативы. В частности, указывается, что телеканалы и дистрибуторы не заключают договор на показ фильма, находящегося в свободном доступе. Кроме того, кинофестивали не рассматривают в качестве участников фильмы, которые имели до момента проведения фестиваля широкий прокат и были выложены в интернете. Эти факторы, по мнению членов гильдии, ограничат аудиторию фильмов и ослабят коммерческий потенциал проектов.
Однако, по мнению председателя президиума Московской коллегии адвокатов «Жорин и партнеры», специалиста по авторскому праву Сергея Жорина, это логичная инициатива в отношении проектов, где государство является не только инвестором, но и заказчиком.
— Если происходит стопроцентное финансирование создания произведения, то права на результаты интеллектуальной деятельности должны переходить заказчику: как минимум — в части, как максимум — полностью. Это логично, правильно и справедливо. Понятно, что, если по заказу Минкультуры создано то или иное произведение, естественно, оно может ставить ссылки на это произведение на своих порталах и сайтах. Тем не менее, если это условие не прописано в договоре, авторы могут обратиться в суд, заявив о случае нарушения их авторского права, — сказал юрист.
Минкультуры активно занимается продвижением цифрового контента с 2014 года, когда началась реализация проекта формирования Единого информационного пространства в сфере культуры (ЕИПСК). Запущена система, обрабатывающая данные о событиях в различных сферах культуры и туризма, а также позволяющая распространять информацию в социальных сетях и различных информационных ресурсах. Также в рамках проекта ЕИПСК запущена всероссийская афиша культурных мероприятий.
Ольга Завьялова, Николай Корнацкий