Российский рынок интернет-рекламы в 2015 г. стал занимать более трети медийного рынка в России (32%: 92 млрд руб.), по объему он незначительно уступает только сегменту телерекламы (44%), рассказала директор по маркетингу селлера интернет-рекламы IMHO Vi Наталия Гришкина в ходе форума "РИФ+КИБ 2016". Рынок мобильной рекламы составил 8% от общего рынка интернет-рекламы. Она напомнила, что по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в 2015 г. интернет оказался единственным медиа, в котором объем рекламы не уменьшился, а вырос (на 15% год к году).
В прошлом году рекламодатели потратили от 23 до 25 млрд руб. на размещение рекламы в мобильном интернете. "Это, действительно, очень много, учитывая кризис и нынешние высокие требования к любому рекламоносителю", - отметила она. - Нет практически ни одного рекламодателя, который бы не шел в мобильную рекламу или хотя бы его не пробовал. Доверие к новому рекламному носителю еще не велико, но оно будет расти. Все больше рекламодателей приходят к мысли, что без мобильной рекламы им никак не прожить".
Основной рост доходов пришелся на сегмент контекстной рекламы (20%) и на видеорекламу (9%), говорит Наталия Гришкина. Драйверами роста мобильной рекламы она считает рост проникновения смартфонов, распространение LTE и платформы Google Android, которая удобна для просмотра мобильной рекламы, высокий интерес пользователей к соцсетям, которые являются рекламоемкими медиа.
Директор по интернет-исследованиям TNS Инесса Ишунькина напомнила, что в России 85 млн человек пользуются Интернетом. "Аудитория мобильного Интернета растет, в 2015 г. она увеличилась на 15% год к году и составила 54% населения, в то время как с настольного компьютера в Интернет в прошлом году заходили 65% россиян", - уточнила она.
Директор по digital-продажам рекламно-коммуникационной группы BBDO Бэла Докумова отметила, что увеличение пользователей мобильного Интернета влечет за собой и рост количества мобильных версий сайтов, интернет-приложений, а также вызывает интерес у рекламодателей. "Интерес пока осторожный, хотя он и растет, - отметила она. - Рекламодатели пока не очень хорошо понимают, как оценивать эффективность рекламной компании, проведенной в мобильном сегменте".
Специалист по цифровому маркетингу компании-производителя потребительских товаров Reckitt Benckiser Дмитрий Девятов считает, что барьером для развития мобильной рекламы является короткое время контакта с аудиторией. Если у пользователя есть возможность пропустить рекламу, он сделает это, поэтому у рекламодателя есть 2-3 секунды, чтобы задержать его внимание и чтобы он не ушел. По мнению Бэлы Докумовой, мобильная реклама должна быть максимально ненавязчивая, потому что вторжение в личное пространство пользователя ему не всегда приятно.
Тем не менее, игроки отрасли видят перспективы этого сегмента. Как рассказал директор интернет-бизнеса ЗАО "МаксимаТелеком" (оказывает доступ к Wi-Fi в московском метро) Артем Пуликов, компания довольна выручкой за 2015 г., причем продажи мобильной рекламы принесли компании 90% доходов. "Пользователи портала wi-fi.ru проводят на нем около 5 минут. Ежедневно 2 млн человек в месяц читают новости на этом сайте. Доля людей, которые не задерживаются на новостном рекламном портале – 37%", - отметил он, подчеркнув, что компания довольна результатом и собирает и дальше увеличивать выручку.
В прошлом году "МаксимаТелеком" запустила сервис AURA Place для самостоятельного размещения таргетированной рекламы в Сети Wi-Fi в столичной подземке. Причем рекламодатель будет показывать пассажиру рекламу в зависимости от линии и станции метро, от времени суток, от места работы пользователя и проживания.
Наталия Гришкина из IMHO Vi считает, что мобильную рекламу ждет большое будущее. "Мечты "МаксимаТелеком" о больших деньгах в этом медиа имеют основания и довольно скоро сбудутся", - прогнозирует она.
Елизавета Титаренко