«Московский метрополитен» инициировал разработку новой зональной системы оплаты проезда на наземном транспорте Москвы и в пригородных электричках. Соответствующий контракт на 670 млн рублей был заключен по итогам тендера, победу в котором одержала компания «Программный продукт». Срок исполнения контракта составляет 910 календарных дней с даты заключения. Поэтапное внедрение системы начнется с 2020 года.
Тендер на создание новой системы был объявлен 31 октября 2018 г. в формате открытого конкурса с начальной ценой контракта в 765,38 млн руб. Процедура была запущена Департаментом Москвы по конкурентной политике, непосредственным заказчиком работ выступил «Московский метрополитен».
Помимо «Программного продукта», в тендере приняли участие также московские компании «Расчетные решения» и «Технопром», предложившие выполнить проект за 696,8 млн руб. и 253 млн руб., соответственно, и компания из Новосибирска «Золотая корона», указавшая в своей заявке сумму выполнения проекта в размере 420 млн руб.
Подведение итогов тендера состоялось в конце декабря. В материалах закупки указано, что новая система должна поддерживать функционал зональной тарификации, а также обладать инструментами для управления моделью пересадок и тарифов.
Новая система возьмет на себя все функции действующих билетных систем «Московского метрополитена» и «Мосгортранса» — АСОП и АСКП. После завершения проекта появится возможность «вывести эти системы из промышленной эксплуатации».
«Техническим заданием предусмотрена интеграция с билетными системами операторов пригородного железнодорожного сообщения, где зональные тарифы уже есть, а также поддержка тарифов наземного транспорта, где подобная тарификация также встречается», — заявил CNews исполнительный директор “Программного продукта” Дмитрий Чурсин. Это делается для того, чтобы можно было пользоваться одной билетной системой во всем городском транспорте — и в метро, и в автобусах, и в электричках.
Планируемый срок эксплуатации билетной системы должен составить не менее 20 лет, как указано в тендерной документации. Новая система должна позволить обрабатывать текущий пассажиропоток, а также иметь возможность масштабирования для увеличения пассажиропотока на 50%.
Необходимость разработки системы зональной тарификации объясняется расширением территории Москвы. Это подразумевает взимание платы с пассажиров в зависимости от расстояния, на которое они проехали.
«В 2012 году территория Москвы увеличилась в 2,5 раза, в связи с этим расширилась зона действия московского общественного транспорта и возникла необходимость ввода тарифных зон, но существующие билетные системы не поддерживают зональную тарификацию», — отмечается в документах конкурса.
В техническом задании указано, что валидатор в вестибюле подземки должен работать в режимах «контроль выхода, для обеспечения зональной тарификации» и «валидация прохода зоны (без направления)». Кроме того, в задании требуется разработка систем валидации для отслеживания пересечения зон без произведения оплаты.
В ходе проекта должны быть разработаны инструменты управления моделью пересадок и тарифов, позволяющие добавлять новые правила тарификации проезда — «с учетом поддержки зональности с требуемой логикой обработки проходов».
Как выяснили в CNews после общения с участниками проекта, зональная оплата проезда коснется только наземного транспорта и пригородных электричек. «Введение зональной оплаты проезда в столичном метро не планируется», — заверила пресс-служба “Московского метрополитена”.
Эту информацию подтвердила и пресс-служба московского Дептранса со ссылкой на заместителя мэра Москвы Максима Ликсутова. «Включение в техзадание зональной оплаты необходимо для интеграции пригородных железных дорог и будущих МЦД (т. н. московских центральных диаметров), где есть зональная оплата, — приводит его слова агентство городских новостей “Москва”. — Также зоны имеются в наземном транспорте при поездках из/в ТиНАО (совокупность Троицкого и Новомосковского административных округов) и Зеленоград. Переход на расчет оплаты зонами на действующей инфраструктуре московского метро даже не рассматривается. Любые спекуляции по этому поводу не имеют под собой никаких оснований».
Основное назначение новой билетной системы состоит в «поддержке процессов эмиссии, учета, продажи и распространения всех видов билетов (в том числе льготных), а также контроль оплаты проезда в городском общественном транспорте».
Новая система призвана обеспечить управление единым городским транспортным приложением «Тройка», включая электронный кошелек. Система охватит распространение транспортных билетов через различные офлайн- и онлайн-каналы. Проект предусматривает возможность оплаты проезда с помощью банковских карт с бесконтактными технологиями оплаты «МИР-бесконтакт», PayPass, payWave непосредственно на турникетах и валидаторах перевозчиков.
В новую систему должны быть заложена возможности интеграции — взаимного признания электронных кошельков пассажира и возможность записи сторонних билетов на карту «Тройка» — с билетными системами других регионов России.
После обновления билетной системы карта «Тройка» станет универсальным платежным инструментом. Новая система будет обрабатывать более шести миллиардов транзакций в год. Пассажиры получат полный контроль над своим счетом. Они смогут узнать баланс карты, заблокировать ее, а остаток на счете перенести на другую карту.