«Московский метрополитен» построит ИТ-систему с зональной оплатой проезда

Созданием новой билетной ИТ-системы с зональной тарификацией для столичного наземного транспорта и пригородных электричек займется московская компания «Программный продукт». Проект запущен по заказу «Московского метрополитена» и рассчитан на 2,5 года.

«Московский метрополитен» инициировал разработку новой зональной системы оплаты проезда на наземном транспорте Москвы и в пригородных электричках. Соответствующий контракт на 670 млн рублей был заключен по итогам тендера, победу в котором одержала компания «Программный продукт». Срок исполнения контракта составляет 910 календарных дней с даты заключения. Поэтапное внедрение системы начнется с 2020 года.

Тендер на создание новой системы был объявлен 31 октября 2018 г. в формате открытого конкурса с начальной ценой контракта в 765,38 млн руб. Процедура была запущена Департаментом Москвы по конкурентной политике, непосредственным заказчиком работ выступил «Московский метрополитен».

Помимо «Программного продукта», в тендере приняли участие также московские компании «Расчетные решения» и «Технопром», предложившие выполнить проект за 696,8 млн руб. и 253 млн руб., соответственно, и компания из Новосибирска «Золотая корона», указавшая в своей заявке сумму выполнения проекта в размере 420 млн руб.

Подведение итогов тендера состоялось в конце декабря. В материалах закупки указано, что новая система должна поддерживать функционал зональной тарификации, а также обладать инструментами для управления моделью пересадок и тарифов.

Новая система возьмет на себя все функции действующих билетных систем «Московского метрополитена» и «Мосгортранса» — АСОП и АСКП. После завершения проекта появится возможность «вывести эти системы из промышленной эксплуатации».

«Техническим заданием предусмотрена интеграция с билетными системами операторов пригородного железнодорожного сообщения, где зональные тарифы уже есть, а также поддержка тарифов наземного транспорта, где подобная тарификация также встречается», — заявил CNews исполнительный директор “Программного продукта” Дмитрий Чурсин. Это делается для того, чтобы можно было пользоваться одной билетной системой во всем городском транспорте — и в метро, и в автобусах, и в электричках.

Планируемый срок эксплуатации билетной системы должен составить не менее 20 лет, как указано в тендерной документации. Новая система должна позволить обрабатывать текущий пассажиропоток, а также иметь возможность масштабирования для увеличения пассажиропотока на 50%.

Зональная тарификация

Необходимость разработки системы зональной тарификации объясняется расширением территории Москвы. Это подразумевает взимание платы с пассажиров в зависимости от расстояния, на которое они проехали.

«В 2012 году территория Москвы увеличилась в 2,5 раза, в связи с этим расширилась зона действия московского общественного транспорта и возникла необходимость ввода тарифных зон, но существующие билетные системы не поддерживают зональную тарификацию», — отмечается в документах конкурса.

В техническом задании указано, что валидатор в вестибюле подземки должен работать в режимах «контроль выхода, для обеспечения зональной тарификации» и «валидация прохода зоны (без направления)». Кроме того, в задании требуется разработка систем валидации для отслеживания пересечения зон без произведения оплаты.

В ходе проекта должны быть разработаны инструменты управления моделью пересадок и тарифов, позволяющие добавлять новые правила тарификации проезда — «с учетом поддержки зональности с требуемой логикой обработки проходов».

Как выяснили в CNews после общения с участниками проекта, зональная оплата проезда коснется только наземного транспорта и пригородных электричек. «Введение зональной оплаты проезда в столичном метро не планируется», — заверила пресс-служба “Московского метрополитена”.

Эту информацию подтвердила и пресс-служба московского Дептранса со ссылкой на заместителя мэра Москвы Максима Ликсутова. «Включение в техзадание зональной оплаты необходимо для интеграции пригородных железных дорог и будущих МЦД (т. н. московских центральных диаметров), где есть зональная оплата, — приводит его слова агентство городских новостей “Москва”. — Также зоны имеются в наземном транспорте при поездках из/в ТиНАО (совокупность Троицкого и Новомосковского административных округов) и Зеленоград. Переход на расчет оплаты зонами на действующей инфраструктуре московского метро даже не рассматривается. Любые спекуляции по этому поводу не имеют под собой никаких оснований».

Особенности реализации будущей зональной тарификации

Основное назначение новой билетной системы состоит в «поддержке процессов эмиссии, учета, продажи и распространения всех видов билетов (в том числе льготных), а также контроль оплаты проезда в городском общественном транспорте».

Новая система призвана обеспечить управление единым городским транспортным приложением «Тройка», включая электронный кошелек. Система охватит распространение транспортных билетов через различные офлайн- и онлайн-каналы. Проект предусматривает возможность оплаты проезда с помощью банковских карт с бесконтактными технологиями оплаты «МИР-бесконтакт», PayPass, payWave непосредственно на турникетах и валидаторах перевозчиков.

В новую систему должны быть заложена возможности интеграции — взаимного признания электронных кошельков пассажира и возможность записи сторонних билетов на карту «Тройка» — с билетными системами других регионов России.

После обновления билетной системы карта «Тройка» станет универсальным платежным инструментом. Новая система будет обрабатывать более шести миллиардов транзакций в год. Пассажиры получат полный контроль над своим счетом. Они смогут узнать баланс карты, заблокировать ее, а остаток на счете перенести на другую карту.

 

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: автоматизация, ИТ инфраструктура