Как уверяют в московском УФАС, в рекламе ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) тарифа Smart, которая распространялась различными способами (на телевидении, радио, в прессе, кинотеатрах, путем наружной рекламы), не было информации о том, что действовавший ранее одноименный тариф, доступный для подключения до октября 2014 г., был переименован в тариф Smart 052013 и не являлся объектом рекламирования.
"А в рассматриваемой рекламе потребителям рассказывалось о новом тарифе Smart, то есть описанные в ней преимущества были доступны только абонентам, подключившимся к тарифу МТС относительно недавно, - говорится в сообщении столичного УФАС. - Так, один из пользователей старого тарифа Smart потерял из-за такого введения в заблуждение более тысячи рублей за несколько дней, так как не знал, что на его тариф рекламное предложение не распространяется".
По словам начальника отдела контроля за рекламной деятельностью и пресечения недобросовестной конкуренции московского УФАС Павла Олейника, рекламодатель не уточнил в рекламе, что рекламируемый тариф Smart и ранее доступный для подключения одноименный тариф, переименованный позднее в Smart 052013, являются разными тарифными планами с разными условиями, что ввело пользователей старого тарифа в заблуждение. Поскольку они, по словам Павла Олейника, посчитали, что новые более выгодные условия относятся именно к нему. На самом же деле, как заметил он, в рекламе речь шла о новом тарифе Smart, а пользователям старого тарифного плана, переименованного в Smart 052013, часть упомянутых в рекламе выгодных условий предоставлялась только в случае подключения дополнительной опции, о чем не было упомянуто.
"По мнению представителей ответчика, сообщения о переименовании в виде небольшой новости в сентябре 2014 г. на сайте МТС было достаточно, чтобы потребитель рекламы разобрался в тонкостях политики компании по переименованию тарифов. Однако комиссия антимонопольного органа рассудила иначе", - резюмировал Павел Олейник.
Как уточнил ComNews представитель пресс-службы столичного УФАС, изготовленные в полном объеме решение и предписание будут направлены МТС в ближайшее время. Компании предписано не допускать размещения подобной рекламы вновь. "Кроме того, материалы дела будут переданы уполномоченному должностному лицу УФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства и последующем наложении штрафа", - добавил представитель московского УФАС. За допущенное нарушение МТС может грозить штраф в размере от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб.
На вопрос, будет ли МТС оспаривать данное решение УФАС в суде, пресс-секретарь, начальник отдела по работе со СМИ МТС Дмитрий Солодовников ответил так: "В настоящее время мы ждем публикации документов ФАС, после чего будем принимать решение о возможном обжаловании".
Это уже не первое нарушение МТС федерального закона "О рекламе". Так, в прошлом году ФАС выявила нарушения в телевизионной рекламе смартфона Nokia Lumia 635 с LTE от МТС, в рекламе тарифной опции "МТС Планшет Mini" и в рекламе услуг связи МТС с утверждением "Мы отменили роуминг в России!". Во всех трех случаях ведомство постановило оштрафовать оператора на 100 тыс. руб.
В январе нынешнего года с жалобой на МТС в ФАС обратилась Организация по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ). ОПИ пожаловалась на то, что почти во всех рекламных материалах при продвижении тарифного плана МТС Smart mini от потребителей скрывалась часть существенной информации о тарифе, что вводило потребителей рекламы в заблуждение.
Тогда председатель ОПИ Олег Павлов заявил ComNews, что организация уже завершает анализ нарушений в рекламных кампаниях оставшихся крупнейших операторов - ПАО "МегаФон", ПАО "ВымпелКом", Tele2, Yota. ОПИ планировала выпустить материалы с подробным разбором нарушений по каждому оператору в первой половине февраля. Также о выявленных фактах нарушений ОПИ собиралась уведомить ФАС.
В пятницу Олег Павлов уточнил ComNews, что пока материалы по анализу рекламных кампаний операторов находятся в работе. В целом, как сказал он, жалобы потребителей на операторов связи - один из самых распространенных видов обращений. По словам Олега Павлова, как правило, пользователями принимается на веру информация, на которой оператор делает акцент в рекламных материалах. Вместе с этим, как добавил он, ускользают существенные оговорки, которые операторы сознательно скрывают, но которые влияют на реальную стоимость товаров и услуг.
"Ситуацию усугубляет и тот факт, что далеко не каждый потребитель будет отстаивать свои права из-за нескольких десятков или сотен рублей. Поэтому, по нашим оценкам, велико число скрытых нарушений", - резюмировал Олег Павлов.
Андрей Федосеев