Организаторы мероприятия отмечают: в период хайпа, когда о цифровой трансформации в обществе говорят повсеместно, важно корректно расставлять приоритеты и выбирать проекты, на которые стоит обратить внимание в первую очередь. Одним из важнейших факторов определения приоритета является прямая финансовая выгода заказчика проекта от изменения процессов или их принципиального перестроения с помощью цифровых платформ. Модераторами встречи выступили вице-президент ЛАНИТ, управляющий директор компании НОРБИТ Владимир Вертоградов и первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров, член Комиссии по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности ОПРФ Вадим Ковалёв.
Вице-президент ЛАНИТ, управляющий директор компании НОРБИТ Владимир Вертоградов
Министр цифрового развития Удмуртской Республики Тимур Меджитов первым взял слово и напомнил: экономический эффект – это разница между результатом деятельности хозяйствующего субъекта и произведенными для их получения затратами на изменения условий деятельности. «Есть различные системы расчетов эффектов в рублях. Мы в своей работе применяем прикладной способ расчета экономического эффекта. Делаем экономическую модель-прогноз, анализ фактического снижения накладных расходов», - отметил спикер. Далее он рассказал о том, как посчитать экономический эффект проектов цифровой трансформации на примере Удмуртской Республики.
Министр цифрового развития Удмуртской Республики Тимур Меджитов
Первый из упомянутых проектов – «Платежный личный кабинет гражданина Удмуртской Республики» - помогает облегчить гражданам получение услуг. Платформа позволяет видеть все платежи и реализовывать интересные решения, а также значительно экономить на комиссии. Экономия за счет снижения комиссии банка для бюджета составляет более 9 млн рублей в год, экономия граждан на комиссии банка – более 7,6 млн рублей в год.
Благодаря второму проекту – «Робот в центре телефонного обслуживания» - в колл-центре администрации республики теперь «работают» два робота: «Полина», отвечающая заготовленными фразами, и «Вероника», генерирующая информацию в ходе беседы. Робот обрабатывает 25% звонков, экономия за счет этого составляет более 11,6 млн рублей в год, экономия за счет освобождения слотов в Ижевске – более 8,3 млн рублей в год, телефонная линия стала доступна в период пиковых нагрузок и на выходных.
Спикер упомянул и другие кейсы. Так, «Оптимизация процессов госуслуг» позволила на 30% сократить длительность периода предоставления услуги, экономия за счет сокращения печати превысила 1,3 млн рублей в год, экономия на процессах (оптимизация этапов, хранения дел, доступа к ним) – более 4,6 млн рублей в год. «Цифровая платформа строительства» дала дополнительные доходы консолидированного бюджета - 142 млн рублей в год, обеспечила сокращение сроков согласования проектов на техприсоединение, повысила удовлетворенность бизнеса в части работы в регионе. «Оптимизация очереди на основе математической модели» обеспечивает эффективную загрузку сотрудников МФЦ, наличие свободных талонов. Экономия за счет планирования нагрузки составляет более 17,7 млн рублей в год, повышение производительности – 18%.
Заместитель директора по отношениям с органами власти Google Россия Ольга Скороходова выступила с презентацией «Цифровые технологии и инициативы Google для ускорения цифровой трансформации». По ее словам, цифровая трансформация значительно ускорилась за годы пандемии, сегодня это мощный драйвер экономического развития и рычаг вывода экономики на рельсы устойчивого развития в пост-пандемийную эпоху. Совместно с AlphaBeta компания Google провела исследование с целью дать оценку прироста национальных экономик за счет цифры и сделать рекомендации по конкретным мероприятиям. На первом этапе исследователи определили ключевые технологии как драйверы развития, на втором - выявили ключевые секторы экономики на основе их вклада в ВВП, на третьем - определили 39 конкретных кейсов применения технологий по ведущим отраслям, на четвертом - построили масштабную финансовую модель. Согласно исследованию, возможный эффект от цифровизации экономики в России к 2030 году - $521 млрд. Наибольший экономический эффект возможен в добывающем секторе экономики. Для раскрытия потенциала цифровизации она должна быть приоритетом госполитики, полный перевод в цифровой формат госуслуг – ее основной драйвер. Частному сектору необходимо переходить на цифровую инфраструктуру, а гражданам – развивать цифровые навыки.
Google также замеряет экономический эффект своих сервисов и программ для экономики. По оценкам компании, для российского бизнеса сервисы Google могут дать эффект в 1 трлн рублей. Согласно результатам другого исследования, проведенного совместно с РАНХиГС, основной барьер для цифровизации бизнеса - нехватка финансовых и кадровых ресурсов. 82% креативных предпринимателей убеждены в эффективности цифровых платформ для развития бизнеса. Очевиден большой задел для совместной работы государства и международных компаний.
Исполнительный директор компании «Миртех» Владимир Харченко упомянул повышение эффективности программ за счет цифровизации процессов подачи заявок. Оцифровывая весь процесс «заявка – экспертиза - победитель – отчетность», компания ставит как административные задачи, связанные с повышением прозрачности и снижения издержек, так и целевые. Процессные метрики для оценки финансового эффекта – это, например, эффективность распределения денежных средств. Без цифровизации конкурсных процедур среднее значение по России по результатам исследования 2020 года составляет 10,2%. За счет оцифровки процессов и реализации их в цифровом режиме удалось сэкономить более 887,5 млн рублей. Метрика снижения издержек на проведение конкурсов показывает среднюю экономию на деятельность организации от 7 млн рублей в год, увеличение эффективности организации - в 2,4 раза без увеличения расходов. «Миртех» предлагает платформу единого окна мер отбора и поддержки.
Вице-президент АНО «НИСИПП» Анна Никитченко инструментом повышения качества регулирования назвала оценку регулирующего воздействия (ОРВ) - комплексный анализ с точки зрения важности решаемых задач, выгод, издержек и рисков всех адресатов норм, с обязательным изучением возможных альтернатив. ОРВ должна учитывать и включать оценку последствий в перспективе с учетом развития общества или окружающей среды. Становление института ОРВ в мире активно началось с конца 1980-х.
Далее спикер рассказала о Единой платформе по управлению «Цифровым городом». По ее словам, в зависимости от функционала интегрированных элементов «цифрового города» в платформе их реализация окажет ряд эффектов для разных групп пользователей. Синергетический эффект от внедрения платформы может достигать 600 млрд рублей в масштабах России, оптимизация (реорганизация) городских и отраслевых бизнес-процессов позволит высвободить 60-100 млрд рублей в год госбюджета в масштабах России. Например, общий интегральный (синергетический) эффект от внедрения цифровых решений для «умных городов» в транспортной сфере, связанной с отраслью здравоохранения, безопасностью, социальной сферой, государственным управлением, может привести к сокращению расходов на 193 млрд рублей в масштабах России. Спикер уверена, что весь мир движется к тому, чтобы считать именно интегрированный эффект.
Участники заседания на тему «Кейсы цифровой трансформации органов власти с расчетом эффектов в рублях»
Министр цифрового развития Красноярского края Николай Распопин говорил о роли в цифровой трансформации Красноярского края системы электронного документооборота (Енисей-СЭД). Цель ее создания - построить единое информационное пространство документационного обеспечения Красноярского края в срок с 2019-го по 2022 год. Проект дает оптимизацию бизнес-процессов, улучшает взаимодействие между участниками документооборота, делает безопасной среду при работе с документами, уменьшает влияние «человеческого фактора», повышает исполнительскую дисциплину. Одна только экономия бумаги может составить 6-7 млн в год. К тому же внедрение СЭД – это работа по-новому с точки зрения предоставления услуг.
Спикер также озвучил планы по созданию ряда цифровых систем на ближайшие 2-3 года. Так, цель проекта «Единая карта жителя «Енисейская Сибирь» – предоставить гражданам унифицированный инструмент, объединяющий в себе возможности банковской карты и идентификатора для получения дополнительных услуг, в том числе социальных. Потенциальная экономия бюджетных средств, расходуемых на выплату комиссии банковским организациям при полном переводе всех социальных выплат на единую карту - порядка 24 млн рублей в год. Другая инициатива - «Мобильный социальный работник» - поможет оптимизировать предоставление мер социальной поддержки населению Красноярского края. Ожидается экономия бюджетных средств до 5% на заработную плату социальных работников за счет перераспределения нагрузки внутри учреждений и до 10% на транспортные расходы, необходимые для посещения получателей социальных услуг. «Единая платформа сайтов ОГВ и органов местного самоуправления МО в Красноярском крае» приведет официальные сайты органов госвласти Красноярского края и подведомственных госучреждений и органов местного самоуправления МО к единообразию, на обслуживании сайтов может быть сэкономлено более 40 млн рублей в год. Наконец, «Мобильное приложение 112» повысит уровень комфорта и безопасности граждан, упростит операции вызова экстренных служб с использованием мобильного приложения. Сейчас в год рассылается более 8 млн сообщений, это обходится примерно в 7,2 млн. Если стоимость SMS составляет 2,5 рубля, то push – 0,7 рублей, и с ростом числа пользователей удельная стоимость push-сообщений будет постоянно снижаться. В итоге на каждый 1 млн сообщений экономия бюджета составит не менее 1,8 млн рублей.
Заместитель Губернатора Тюменской области, директор Департамента информатизации Тюменской области Мария Рудзевич отмечает постоянный рост количества проектов, требующих запуска «горячих» линий консультирования населения. Проблему решит АИС «Диалоговая нейросетевая система» контакт-центра. В 2021 году был внедрен модуль «Здравоохранение», стал возможен прием до 100 звонков одновременно, число точных ответов достигло 94%. Система замещает до 20 операторов и за 22 месяца эксплуатации полностью оправдала затраты на создание и внедрение, а ежегодная экономия может составлять более 9 млн рублей. Чем активнее граждане задают вопросы – тем эффективнее обучается нейросеть.
Министр по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области Ярослав Раков представил «Корпоративный портал органов исполнительной власти» - единую платформу для организации работы сотрудников правительства Тульской области. За три года работы портал охватил более 40 бизнес-процессов кадровой и правительственной деятельности. Разработан модуль графика отпусков, реализован контроль доступа для отслеживания рабочего времени сотрудников, организована запись на правительственные мероприятия, создана система контроля поручений губернатора и правительства области, построена интеграция с системами 1С, «Парсек», Moodle. Экономия от использования портала составила примерно 10 млн рублей.
Еще один кейс – «Интеллектуальная система управления в МФЦ Тульской области». Это система развития и повышения навыков подчиненных для увеличения производительности труда. Внедрение системы позволило сократить расходы на оказание услуг на 70 млн рублей. Ряд актуальных проблем контактного центра решил «Робот Николай» - за 10 месяцев работы он научился самостоятельно обрабатывать 75,5% обращений и 79% вопросов пользователей. Он ежемесячно заменяет работу 20 операторов, что позволяет экономить бюджетные средства в объеме до 8 млн рублей в год.
Директор Департамента информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Павел Ципорин рассказал о «Роботе Вике» - она обрабатывает звонки на номер 122, отвечает на любое число звонков и очень эффективна. Подробнее спикер остановился на «ГИС Образования Югры», которая дает возможность получать образование с применением электронных форм как в школе, так и удаленно, что является актуальным, учитывая географические особенности региона. В ГИС зарегистрировано 622 тыс. пользователей, включая 236 тыс. обучающихся и 386 тыс. родителей. На 45% (это около 6 млн рублей) сократились затраты на обслуживание информационных систем, 93% заявлений на образовательные услуги теперь подаются в электронной форме. Еще одно решение – «Единая цифровая платформа социальной защиты населения» - позволило исключить расходы на поддержание парка серверов в МО в размере 5,4 млн рублей в год, сократить на 22 млн рублей расходы на содержание бухгалтерий, секторов выплат в МО, оптимизировать штатную структуру органов соцзащиты и равномерно распределить нагрузку на специалистов. А «Единая автоматизированная информационная система осуществления государственного надзора» уменьшила на 24% расходы на проведение проверок, на 20% - расход рабочего времени инспектора, в 12 раз - число нарушений сроков административных процедур.
Директор Департамента информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Павел Ципорин
Модераторы встречи подчеркнули, что обсуждение темы цифровой трансформации и точки зрения экономической эффективности требует определенной смелости и поблагодарили спикеров за готовность принять участие в данном мероприятии.