Городской навигатор. Развивает «Сидиком»

ГК «Сидиком» продолжает развивать навигационный проект «Прогород», запущенный в начале ноября 2009 года. Особенности продукта – карты для «Прогород» создавались ГК «Сидиком» не для конкретных регионов в рамках их границ, а для «зон эффективного перемещения» вокруг крупных городов. На начало декабря 2009 года количество городов и населённых пунктов с высокой степенью детализации в системе «Прогород» составило 387, общее количество населенных пунктов – более 30 тыс. К настоящему времени, по данным «Сидиком», демонстрационную версию «Прогород» скачали порядка 50 тыс. человек. В конце прошлой недели стало также известно, что «Прогород» будет предустанавливаться на автомобильные навигаторы Mio Moov M300, устройства торговой марки Lexand моделей ST-560/565/570/575 и на модельный ряд навигаторов Pocket Navigator. Аналитики отмечают, что данный проект весьма активно наращивает свою долю на рынке навигационной картографии.
Группа компаний «Сидиком» основана в 1995 году. С момента  образования основной задачей «Сидиком» стало формирование в России цивилизованного рынка авторского права и интеллектуальной собственности. Система дистрибуции позволяет компании работать с такими российскими и зарубежными ретейлерами, как «Ашан», «Эльдорадо», «ЭТО», «М.видео», «Техносила», «МИР», Media Markt, «Седьмой континент». Среди бизнес-партнеров группы «Сидиком» – ведущие компании рынка цифровых технологий: SONY, Samsung, Panasonic, LG Electronics, AIWA, BBK, Daewoo, Hyundai, Rolsen, Polar, Shinco и Microsoft. В группе компаний «Сидиком» работает около 250 человек.  

В рамках проекта «Прогород», который представляет собой программный навигационный сервис для устройств спутниковой навигации ГЛОНАСС-GPS, «Сидиком» самостоятельно создаёт все составляющие этого продукта: навигационную картографию, программное обеспечение и дополнительные сервисы. В основу концепции разработки карт для этого проекта положены характерные именно для России сценарии использования устройств спутниковой навигации.  

В «Сидиком» считают, что ключевыми проблемами развития рынка спутниковой навигации в России являются низкий уровень качества навигационных карт, неполное покрытие территории страны навигационными картами высокой степени детализации, разбиение проектов разработки навигационных карт по регионально-административному признаку. Карты для «Прогород» создавались по другому принципу – не для конкретных регионов в рамках их границ, а для так называемых зон эффективного перемещения вокруг крупных городов. Например, для Москвы зона эффективного перемещения была определена диаметром 560 км. Исследования, проведенные компанией «Сидиком», показали, что зона эффективного перемещения с высокой точностью может быть установлена для Санкт-Петербурга – диаметром 360 км, для остальных крупных городов – 280 км. Внутри зон эффективного перемещения «Прогород» предоставляет карты высокого уровня детализации, включающие полный адресный план с учетом российской системы адресации (дом-корпус-строение-дробь-сооружение-владение), а также с реальными контурами и этажностью домов. Адресный план создается для всех населенных пунктов, находящихся внутри зон эффективного перемещения и имеющих население более 15 тыс. человек (в Московской области также для основных коттеджных и дачных поселков населением от 5 тыс. человек).  

Карты включают также всю улично-дорожную сеть и основные федеральные трассы (более 800 тыс. км дорог). Говоря о конкурентных преимуществах системы, ее авторы отмечают, что, в частности, в «Прогород» реализован режим эмуляции перекрестков и дорожных развязок: при приближении к сложно организованным пересечениям дорог в углу экрана выводится картинка, схематично повторяющая реальный вид данного участка дороги, что помогает водителю быстрее сориентироваться.  

На начало декабря 2009 года количество городов и населённых пунктов с высокой степенью детализации в системе «Прогород» составило 387 (в их числе Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Красноярск, Саратов, Краснодар), общее количество населенных пунктов – более 30 тыс. До конца 2010 года планируется довести общее количество городов и населенных пунктов до 60 тыс.

Для создания большого объема карт в короткие сроки компания «Сидиком» использует высоко детальные спутниковые снимки с пространственным разрешением на местности 0,5 – 0,6 м. Чтобы легально использовать такие снимки, «Сидиком» получила лицензию ФСБ на работу со сведениями, составляющими гостайну. Другая особенность технологического процесса – широкое использование данных, полученных от специально оборудованных полевых бригад. Сегодня в компании работает 7 автоэкипажей, оснащенных камерами панорамной (360 градусов) видеосъемки Point Grey, а также 46 мобильных экипажей, занимающихся полевой проверкой карт.  

Сейчас над проектом работают 180 специалистов, из них 107 картографов. Как сообщили в пресс-службе компании, все они были набраны в штат игрока и прошли необходимое обучение, поскольку найти на открытом рынке труда готовых специалистов-картографов с опытом работы в подобных проектах практически нереально.  

«Сидиком» развивает проект на собственные средства. Общие  инвестиции в «Прогород» на сентябрь 2009 года составили около $7 млн, что, по собственной оценке «Сидиком», является рекордной величиной для рынка навигационной картографии России. Только на оборудование полевых бригад камерами панорамной съемки было потрачено порядка $200 тыс.  

Об официальном старте проекта и о запуске интернет-портала www.pro-gorod.ru было объявлено 12 ноября 2009 года. В настоящее время на сайте представлены программы навигации для различных платформ, созданные в рамках проекта навигационные карты, сервис web-GIS, который позволяет оценить качество созданных навигационных карт и покрытие этими картами территории России. Сервис «Прогород» доступен для платформ Windows Mobile (коммуникаторы Windows Phone) и Windows CE (классические автонавигаторы – PND). В ближайших планах – выпуск навигационных решений для платформ J2ME (Java), Android и iPhone.

Согласно предоставленным «Сидиком» данным, за 1,5 месяца демонстрационную версию «Прогород» скачали 50 тыс. человек. Стоимость коммерческой лицензии сервиса «Прогород» составляет 950 рублей. О продажах говорить пока рано, считают в компании, так как период демоверсии – 30 дней, первые итоги продаж можно будет подводить примерно через месяц.

В конце прошлой недели стало известно, что автонавигаторы с установленной системой «Прогород» уже появляются в продаже в розничных сетях: это навигаторы Lexand в сети магазинов ИОН и «МедиаМаркт». До нового года эксклюзивно в торговую сеть «Эльдорадо» поступят навигаторы Mio модели Moov M300 с этой навигационной системой. С января 2010 года в розничные сети начнутся поставки навигаторов Pocket Navigator в комплекте с «Прогород». В пресс-службе ГК «Сидиком» отмечают, что совокупная рыночная доля брендов Lexand, Mio и Pocket Navigator составляет более 15 % рынка классических автомобильных навигаторов.  

«Прогород» – система с неплохим технологическим потенциалом. Она найдет свою аудиторию, особенно когда в системе появится информация о пробках», – считает генеральный директор компании «МакЦентр» (торговая марка Pocket Navigator) Дмитрий Хавжу. «Учитывая качество проработки карт и большое количество дополнительных функций, можно предположить, что система «Прогород» достаточно быстро станет востребованной среди жителей мегаполисов», – продолжает представитель компании Mio Technology Corporation в России Татьяна Арутюнова. «Появление на российском навигационном рынке подобной системы может привести к обострению конкурентной борьбы производителей ПО и карт, что в конечном счете только улучшит качество услуг и сервисов, предоставляемых конечному потребителю», – добавляет генеральный директор «Лаборатории Лександ» (торговая марка Lexand) Александр Чумадин.  

«Мы уже ведем переговоры еще с несколькими вендорами потребительских навигационных устройств. Для рывка на рынке мы располагаем всеми необходимыми ресурсами», – раскрывает планы относительно развития проекта «Прогород» его руководитель Александр Буянов.

Отметим, что в настоящее время рынок навигационной картографии фактически поделен между четырьмя ключевыми игроками: основная доля рынка принадлежит зарубежным Navteq и Tele Atlas, менее существенная – отечественным «Навител Навигатор» и «СитиГИД». Такое мнение высказал, в частности, аналитик ИК «Финам» Владислав Исаев. Однако и «Сидиком» свою рыночную долю наращивает весьма активно. Напомним, кстати, что программа «Навител Навигатор» от компании «Центр Навигационных Технологий» весной этого года была признана лучшей в конкурсе «Продукт года 2009» в номинации «Программное приложение для мобильных устройств» (см. новость дайджеста раздела «ПО» от 21 апреля 2009 г.).

«Рынок навигационной картографии сильно коррелирует с рынком систем спутниковой навигации, который демонстрировал весьма впечатляющую динамику в последние докризисные годы, прежде всего, в связи с ростом объемов продаж автомобилей. По нашим оценкам, объем рынка продаж систем спутниковой навигации рос ежегодно примерно на 35-40 %, в текущем году на фоне кризиса он оказалась ниже, около 15-17 %. Объем рынка систем спутниковой навигации составит в 2009 году, по нашим расчетам, около $125-130 млн. Что касается объемов рынка навигационной картографии, то он, согласно нашим оценкам, составит по итогам текущего года порядка $20-25 млн. На указанном фоне сумма, истраченная ГК «Сидиком» на инвестиции ($7 млн), безусловно, является более чем существенной для всего рынка», – комментирует Владислав Исаев.

Рубрики: ПО, Web

Ключевые слова: проектирование программного обеспечения, веб-сервис, онлайн