ИТ упрощают авиаперелеты

В России не больше десятка нормальных аэропортов и еще меньше разумных авиакомпаний, которые готовы тратить на оснащение информационными технологиями до 2,5 % от своих расходов. Те, кто все-таки это делают, стараются снизить время ожидания пассажиров на регистрации, инвестируют в развитие своих веб-представительств и уменьшение потерь перевезенного багажа (особенно во время сложных стыковочных рейсов). Кроме того, основной тренд сезона 2011 года, о котором можно было узнать на SITA IT Summit в Брюсселе, – мобилизация всех сотрудников. Базой для их работы служат «планшетники» типа iPad или специальные индустриальные терминалы на базе решений Motorola Solutions.

С тех пор как пару лет назад в мире победил электронный билет и для полетов отпала необходимость получать бумажную копию проездного документа, ИТ для авиакомпаний и аэропортов готовится к новому прыжку – тотальному переводу обслуживающего персонала на мобильные решения. Конечно, что-то уже реализовано – к примеру, рабочие станции во многих аэропортах, которые отвечают за регистрацию пассажиров, выполнены в виде тонких клиентов: рабочую оболочку для регистрации пассажиров той или иной авиакомпании, обладая соответствующими правами доступа, можно загрузить с любого компьютера. Кроме того, сложно представить себе персонал без раций и DECT-телефонов. Но это только самое начало процесса.

 

Мобильные решения для авиакомпаний и аэропортов базируются на специальных индустриальных терминалах

Мобильные решения для авиакомпаний и аэропортов
базируются на специальных индустриальных терминалах


Киоски саморегистрации, несмотря на их реальный интерес для пользователей (на некоторые рейсы внутри России так регистрируется до трети пассажиров), все-таки не могут полностью разгрузить стойки регистрации авиакомпаний, особенно при массовом наплыве желающих улететь в широкофюзеляжном дальнемагистральном лайнере. Когда пара сотен человек выстраивается в очередь рядом с 4-5 стойками регистрации, это локальное бедствие вселенского масштаба. Для того чтобы спасти ситуацию – выдать всем нужные места, согласовать стыковки и обеспечить багажными бирками для багажа, вполне реально держать в зале «мобильный десант» из 5-10 человек, вооруженных коммуникаторами, где была бы установлена программа регистрации пассажиров.

 

Регистрировать на рейс пассажира можно с помощью индустриального смартфона

Регистрировать на рейс пассажира можно с помощью индустриального смартфона

 

Чем-то это напоминает Макдоналдс – там работают такие же сотрудники, когда свободные кассы не справляются с потоком голодных клиентов. Терминалы по защищенному каналу подключены к базе данных той или иной авиакомпании – сотрудник проверяет документы у пассажиров (если это необходимо), выслушивает пожелания по расположению внутри салона, уточняет, есть ли багаж, и проводит процесс регистрации. Причем посадочные талоны печатает с помощью небольшого принтера, который прикреплен у него на поясе. Ключевое отличие от других решений – значительные полномочия у сотрудников аэропортов: при необходимости он может модифицировать маршрут пассажира.

 

Чаще всего сотрудники аэропортов общаться с помощью раций - но это только самое начало автоматизации работы персонала

Чаще всего сотрудники аэропортов общаются с помощью раций –
но это только самое начало автоматизации работы персонала



Такие же устройства, подключенные к общей сети аэропорта, используются многими службами «воздушной гавани»: от цеха бортового питания и таможенников до служб эксплуатации по проверке воздушных судов. У каждого сотрудника есть свое расписание с напоминаниями, которое корректируется в режиме онлайн. Если добавить к этому простую функциональность LBS, то диспетчер всегда будет знать о расстановке своих сил по зданиям терминалов и на летном поле.

 

Такие устройства имеют прямую связь с базами данных авиакомпаний - все работает в режиме online

Такие устройства имеют прямую связь с базами данных
авиакомпаний – все работает в режиме online

 

Погрузить багаж в самолет при таком «автоматизированном подходе» тоже не составит труда – на стойках регистрации багажа все тоже происходит в автоматическом режиме. Достаточно «настучать» на сенсорном дисплее номер своего рейса, и пассажир сразу получит багажные бирки, которые и клеит на ручку своего багажа, ставит его на ленту сканера и... спокойно отправляется к гейту, где «пришвартован» его самолет.

Современные ИТ могут и упростить процесс приобретения билетов на самолет – традиционные билетные кассы уже не нужны. Можно использовать специальные сайты «для путешественников», а можно и... свой профиль в социальной сети.

 

Приложение для покупки билетов через Facebook

Приложение для покупки билетов через Facebook

 

К примеру, у некоторых авиакомпаний Юго-Восточной Азии на их страничках в Facebook есть приложения для оперативного приобретения билетов с оплатой по пластиковой карте (к примеру, MH Deals для Malaysia Airlines). Работать с этим приложением можно с любого мобильного смартфона, интернет-планшета или нетбука. Но самое интересное состоит в том, что процесс выбора рейса и регистрации напоминает не уныло-грустную процедуру, а, скорее, простую компьютерную игру. Такой подход существенно снижает расходы авиакомпании на регистрацию пассажиров, ведь такое приложение напоминает тот же киоск самообслуживания – только в Сети. И ведь можно обмениваться со своими друзьями «полетными планами», регистрироваться рядом с ними в салоне самолета, а также «подвязывать» фотографии к тому или иному маршруту.


Можно заранее зарегистрироваться в салоне самолета рядом со своими друзьями по социальной сети

Можно заранее зарегистрироваться в салоне самолета
рядом со своими друзьями по социальной сети

 

А вот с введением RFID для работы по багажу пока что большие проблемы. С точки зрения технологии особых сложностей нет – сами метки и ридеры на рынке представлены в невообразимом количестве. Но договориться о том, каким образом такой стандарт информационного обмена будет реализован на глобальном уровне, пока не удается. Отдельные примеры RFID-решений для управления багажом можно видеть в «домашних» аэропортах British Airlines и KLM, но они пока погоды не делают: это точечные внедрения. В «домашнем» аэропорту и на своих рейсах такие схемы работают, а если пассажир летит дальше, то необходимо дублировать всю информацию в виде штрихкода и пояснительных надписей на багажной бирке. То есть двойная трата ресурсов без особенного смысла. Видимо, как и с электронными билетами несколько лет назад, поможет ситуации только административное воздействие на уроне государств, которые примут тот же RFID за отраслевой стандарт и начнут вести переговоры между собой о развитии внедрения подобной технологии. Вполне возможно, для начала об этом договорятся страны ЕС и США – здесь число лоукостеров среди авиакомпаний велико, им интересна максимальная автоматизация управления багажом и пассажиропотоками. А дальше «подтянутся» и остальные авиакомпании и государства.

 

На финальном контроле перед посадочным гейтом контроль прохода пассажиров полностью автоматизирован - все как на кассе в супермаркете: сканируется только штрихкод. Данные о заполнении борта, кстати, сразу уходят в центральную АСУ.

На финальном контроле перед посадочным гейтом контроль прохода пассажиров
полностью автоматизирован – все как на кассе в супермаркете:
сканируется только штрихкод. Данные о заполнении борта,
кстати, сразу уходят в центральную АСУ


Мобильные решения упрощают процесс ремонта авиационной техники. К примеру, с помощью весьма простых устройств визуализации можно представить ту или иную деталь самолета, двигателя, схемы радиопроводки в 3D-варианте: компьютер самостоятельно определит поврежденный участок и с помощью видеоинструкции подскажет, как его заменить. В более сложных решениях ремонтники могут «видеть» поврежденный участок среди других рабочих схем самолета – он будет выделен тем или иным цветом: найти, к примеру, поврежденный кабель в «пучке» ему подобных уже не составляет никакой трудности. При том что подобные системы обычно управляются голосом.

Рубрики: Интеграция, Маркетинг

Ключевые слова: информационные технологии, информационные системы