23 июня 2020г. президент РФ Владимир Путин Путин сообщил о налоговом маневре для ИТ-отрасли. Речь идет о бессрочном снижении страховых взносов для ИТ-компаний с 14% до 7,6% и налога на прибыль с 20% до 3%.
25 июня газета "Коммерсантъ" опубликовала новость о том, что Минкомсвязи предлагает отменить с января 2021 г. нулевую ставку по НДС (налогу на добавленную стоимость) на продажу исключительных прав на программное обеспечение (ПО) и прав на пользование ПО по лицензионным договорам. Данное намерение следует из предложений Минкомсвязи по результатам совещания у президента РФ Владимира Путина 10 июня (копия предложений ведомства имеется у "Ъ"). 17 июня первый вице-премьер Андрей Белоусов поручил Минэкономики и Минфину проработать эти предложения и предоставить согласованную позицию (копия поручения есть у "Ъ"). Уже в 2021 г. такая мера должна принести в бюджет 42,5 млрд руб. При этом ИТ-компаниям, ПО которых включено в реестр отечественного, предлагается предоставить субсидии, на которые в 2021 г. уйдет 11,4 млрд руб.
Данное предложение вызвало негодование отрасли. Лев Матвеев, председатель совета директоров "СёрчИнформ" сказал корреспонденту ComNews: "Откровенно говоря, я, как и многие коллеги по отрасли, нахожусь в шоке от новости о возврате НДС на продажу софта. Недолго мы успели порадоваться мерам поддержки от президента – предложение от Минкомсвязи не просто перечеркнет все льготы, озвученные ранее, но и введет дополнительную налоговую нагрузку".
Лев Матвеев привел расчет, что если раньше, к примеру, было – при 20% прибыльности компании, 0% НДС, 20% налог на прибыль, итого компания имела 16% прибыли. "С нововведениями: при 20% прибыльности компании, 20% НДС, 3% налог на прибыль, мы видим, что прибыли нет совсем. Будем работать себе в убыток? При прибыли даже в 25%, в условиях без НДС, компания получала 25*0,8 = 20% после налога на прибыль. С введением НДС: 25% – 20% НДС; 5*0,97 = 4,85 % после налога на прибыль. Это Минкомсвязи считает "стимулированием ИТ?", - задает риторический вопрос Лев Матвеев.
Для иллюстрации того, как перечеркнутся президентские меры поддержки он сказал: "Сейчас мы платим страховые взносы 14%, предлагают снизить до 7,6%. С введением НДС – мы будем платить, по сути, 27,6%, т.к. на все доходы уже заплатили входящий НДС. Если вот так, в кризис и пандемию, менять правила игры и по сути – ухудшать условия для ИТ-компаний, это позиция нашего государства, то верить этому государству отрасль больше просто не будет. Теряют смысл все меры поддержки, озвученные Президентом".
Однако исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Иван Покровский считает некорректным сопоставлять объем льгот и дополнительные доходы от отмены НДС на софт. "Льготы на налоги с заработной платы разработчиков являются налогами на инвестиционные расходы российских компаний, т.е. налогом, который тормозит развитие российского софта. Считаю, что эта льгота не приведет к потерям бюджета, если оценивать не одним годом, а периодом в 3-5 лет, скорее льгота приведет к дополнительным доходам бюджета за счет развития отрасли. НДС одинаково распространяется на всех поставщиков ПО, как на российских разработчиков, так и на импортеров, он не является дифференцирующим, не мотивирует развитие собственной индустрии. Даже наоборот, льготы по нему чаще получают импортеры, которые больше продают свой софт населению, а российские разработчики больше продают корпоративным заказчикам - плательщикам НДС, нулевой НДС не дает здесь никаких преимуществ", - говорит Иван Покровский.
Лев Матвеев предложил госорганам рассмотреть альтернативу отмены нулевой ставки по НДС: "Если правительству непременно необходимо "вернуть" деньги, потраченные на поддержку ИТ, то есть предложение, которое не угробит всю отрасль. На сегодня при приобретении лицензий у нерезидента не всегда возникает налог, т.к. с рядом стран подписаны соглашения об избежании двойного налогообложения. Так, например с США, Германией ставка равна 0%. При этом Microsoft, Google, Adobe, IBM, ArcSight и многие другие – компании США, SAP AG – немецкая компания. По сути, лицензии на подобный софт составляют более 70% от продаж всего иностранного софта и налог здесь равен 0.
Таким образом более оптимально ввести ставку налога 20% для компаний, которые приобретают иностранное ПО у нерезидентов, независимо от государства происхождения ПО".
"Возврат НДС – это подрыв доверия к правительству и государству, ведь мера вводилась "бессрочно и навсегда". Как теперь быть уверенными, что 3% налога на прибыль и уменьшенные страховые – это бессрочно и через год и эти стимулирующие меры не будут отменены? И зачем мы стимулируем экспорт софта, а внутренний рынок просто убиваем, точнее – добиваем лежачего? При такой поддержке, не нужно нам "так помогать" – просто оставьте все как было. Целее будем", - негодует Лев Матвеев.
Он пояснил, что вендор не всегда сам продает и продвигает свой продукт, он использует для этого интеграторов. "Если вендор – это резидент "Сколково", то он освобожден от НДС и соответственно интегратор оказывается в ловушке, он обязан платить НДС, а входящего НДС к зачету нет. Соответственно, российским производителям ПО будет сложно продвигать свой продукт на внутреннем и внешнем рынках используя партнерскую сеть", - говорит Лев Матвеев.
После предложенного президентом налогового маневра остается открытым вопрос о том, кого и по каким критериям будут причислять к ИТ-компаниям, и станет ли пониженная налоговая ставка распространяться на фирмы, которые будут созданы после объявления этого налогового маневра.
Иван Покровский предполагает, что первое время продолжат работать уже опробованные критерии ИТ-компаний, по которым они получат льготу на страховые взносы, также будет использоваться уже отработанный в Минцифре механизм администрирования списков ИТ-компаний. "Для членов нашей ассоциации, разработчиков "железа" проблема состоит в том, что мы не попадаем в категорию ИТ-компаний, которых курирует Минцифры, электронщики подведомственны Минпромторгу. Хотя электроника - это аппаратная основа всех ИТ-решений, а многие системы могут быть созданы только в совместной работе электронщиков и разработчиков ПО. Некоторые наши компании даже разделаются на несколько юр. лиц, чтобы разработчики могли получить доступ к льготам ИТ-компаний. Но это не решение, т.к. потом возникает масса проблем с отчетностью. Необходимо объединить разработчиков электроники и разработчиков ПО под одной "крышей". В идеале, это должно быть Министерство по развитию информационных технологий и электроники, как, например, в Индии и многих других странах. В него от Минпромтора вошли бы департаменты радиоэлектроники и цифровых технологий, а от Минцифры вошли департаменты развития отрасли ИТ и департамент цифровой экономики. Тогда новое ведомство станет министерством развития ИТ-технологий, а Минцифра – за ИТ-инфраструктуру и внедрение ИТ-технологий ответит, МПТ – за производственную инфраструктуру и внедрение новых разработок ИТ в ней", - предложил Иван Покровский.
Директор департамента по работе с федеральными органами исполнительной власти компании "Техносерв" Юлия Кржешовская считает, что сниженная налоговая ставка будет распространяться и на те фирмы, которые будут созданы или перепрофилированы после объявления налогового маневра.
Директор управления продаж продуктов и сервисов группы компаний Softline Александр Рожков успокоил: "В этом плане не следует беспокоиться. Во-первых, существует проверенный механизм государственной аккредитации ИТ-компаний, принятый в Минкомсвязи России. Этот механизм уже обеспечивает предусмотренные законодательством преференции для ИТ-компаний, включая пониженные тарифы страховых взносов. На текущий момент ведомством аккредитовано около 11500 ИТ-компаний. Во-вторых, платежи и переводы компаний с ОКВЭД 62 – "Разработка компьютерного программного обеспечения" попадают под мониторинг отраслевых финансовых потоков соответствующих регуляторов. И не сложно будет выяснить, какой деятельностью занимается компания на самом деле".
Заместитель генерального директора по экономическим вопросам, финансовый директор ИТ-компании "Крок" Галина Садовникова напомнила, что на данный момент по законодательству критерии отнесения к ИТ-компаниям чрезвычайно жесткие: 90% выручки должны относиться к разработке софта. "Но надо понимать, что разработка – это далеко не единственное направление работы современных ИТ-компаний – наша отрасль намного шире и разнообразнее. Чтобы предложенные меры для стимулирования ИТ отрасли были более эффективными, критерии должны распространяться на компании, которые разрабатывают не только ПО", - сказала она.
Генеральный директор Abbyy Россия Дмитрий Шушкин отметил, что в настоящий момент тема критериев стоит особенно остро и Abbyy надеется, что они будут согласованы с ИТ-сообществом. "К сожалению, мы уже видели ситуацию, когда системообразующие ИТ-компании ровно через месяц после включения в список системообразующих организаций, были исключены из перечня компаний, которые имеют доступ к ключевой льготе – кредитам по сниженной ставке на пополнение оборотных средств. Поэтому важно, чтобы льготы получили компании, которые уже внесли большой вклад в развитие ИТ-отрасли в России и, несмотря на кризис, сохранили сотни рабочих мест, попали в число получателей этих льгот", - прокомментировал Дмитрий Шушкин.
Управляющий партнер консалтинговой компании "Юкей" Евгений Южанинов отметил, что снижение налогов — безусловно, позитивный сигнал для развития любой отрасли. "Но помимо низких налогов, бизнесу необходима уверенность в защите права собственности, справедливости и эффективности правоохранительной и судебной систем, а также отсутствие чрезмерного контроля и администрирования со стороны государства. Этим Россия похвастаться не может. Поэтому и "Яндекс", и "Тинькофф", и многие другие более-менее крупные ИТ-компании имеют иностранную юрисдикцию. Не думаю, что само по себе снижение налогов изменит сложившуюся тенденцию. Одновременно с введением этих льгот есть предложения от Министерства цифрового развития об отмене льготы по НДС при реализации исключительных прав (лицензий) на использование программного обеспечения. А это дополнительный налог для ИТ-компаний в размере 20%, который придется уплачивать независимо от прибыли. Так что суммарно отмена одной льготы и появление другой может привести к нулевому результату", - прокомментировал Евгений Южанинов.
Ассоциация "Отечественный софт" негативно оценивает возможную отмену льготы НДС на лицензии, предусматривающую компенсацию в виде субсидии. Исполнительный директор Ассоциации Ренат Лашин пояснил корреспонденту ComNews, что НДС – налог, напрямую влияющий на стоимость товара и услуг, и в результате для потребителей софта цены вырастут, а спрос на продукцию ИТ-компаний уменьшится, российские производители софта потеряют свои конкурентные преимущества на рынке. "Кроме того, предусмотренные субсидии требуют время на оформление и бюрократических согласований, что создает риск кассовых разрывов. Также получатель такой субсидии рискует потерять льготу на социальные налоги, поскольку ему нужно будет показать 90% прибыли от продажи своих продуктов, а субсидия - внереализационный доход, что приводит к снижению доли поступлений от продажи софта и может лишить льготы по зарплатным налогам. Все это еще больше ударит по рынку, и без того испытывающему проблемы из-за экономических последствий пандемии. Поддержка отрасли заявлена на уровне президента и правительства, и озвученные накануне меры помощи должны были помочь отечественным производителям софта восстановить финансовое положение. Но отказ от освобождения НДС на продажу лицензий безусловно снижает или исключает позитивный эффект такой поддержки. Более того, предложенные льготы по страховым взносам и налогу на прибыль, возможно, даже не смогут покрыть потерь от отмены льгот по НДС", - считает Ренат Лашин.
Генеральный директор Abbyy Россия Дмитрий Шушкин отметил, что для поддержки ИТ-отрасли важно, чтобы предложенные льготы стали дополнительными, а не появлялись за счет отказа от уже действующих. "Предложенная версия "налогового маневра", с которой мы знакомы, помимо льгот, предусматривает отмену действующей уже более 10 лет льготы по НДС для компаний, осуществляющих реализацию лицензий на ПО, и предлагает предоставлять компаниям субсидии взамен льготы. Эта инициатива приведет к росту цен на ПО для конченых пользователей, так как стоимость лицензий существенно вырастет, и в итоге снизит конкурентоспособность ИТ-компаний в условиях и так падающего входящего денежного потока (по оценке ЦБ) и снижения бюджетов заказчиков на ИТ, - говорит Дмитрий Шушкин, - Кроме того, предоставление субсидии взамен льготы может привести к кассовым разрывам, что особенно критично сейчас, когда ИТ-компаниям остро не хватает средств на текущую операционную деятельность, выплату зарплат. При этом любые механизмы субсидирования приводят к возникновению рисков превышения допустимого порога доходов от деятельности, не связанной с реализацией ИТ-продукции, что может послужить основанием для лишения компаний возможности получать льготу по уплате страховых взносов, о снижении которых до 7,6% заявил президент. Таким образом, данный механизм может полностью нивелировать эффект от мер поддержки, потому что компании будут, по сути, вынуждены выбирать: либо льгота на ЕСН, либо субсидии на НДС. При этом все субсидии имеют свойство заканчиваться, никогда не являясь бессрочными", - прокомментировал Дмитрий Шушкин.
Директор управления продаж продуктов и сервисов группы компаний Softline Александр Рожков сказал, что отмена нулевого НДС коснется продажи исключительных прав на ПО и прав на использование ПО согласно лицензионным договорам и в первую очередь, приведет к повышению цен на зарубежное ПО – от 15 до 17%, и, как следствие, повышению стоимости ИТ-услуг. "Как известно, стоимость внедрения и технической поддержки часто привязаны к стоимости лицензий ПО", - добавил он.
Директор по производству компании "Ланит-Терком" (входит в группу "Ланит") Вадим Сабашный отметил, что еще нет однозначного понимания, какие компании смогут получить налоговую льготу и как именно эта льгота будет реализована, поэтому игрокам ИТ-рынка пока рано радоваться. "Если текущая логика получения льготы не изменится, то это может сильно ударить по компаниям, которые только начинают свою работу на ИТ-рынке. Реализации у них еще нет, поэтому на льготу рассчитывать не приходится, а за сотрудников необходимо конкурировать с компаниями, которые льготой уже обладают. Я предлагаю не рассматривать отмену нулевого НДС и изменения страховых взносов вместе, так как компании, которых коснутся изменения законодательства, будут разными. Прежде всего отмена нулевого НДС может ударить по рынку, где конечными потребителями выступают физические лица, например, рынок игрового ПО. Также есть риск вернуться к пиратскому программному обеспечению, что в конечном счете ударит по всем производителям ПО и отбросит рынок на несколько лет назад", - прокомментировал Вадим Сабашный.
Заместитель генерального директора по экономическим вопросам, финансовый директор ИТ-компании "Крок" Галина Садовникова сказала, что специфика НДС состоит в том, что он всегда ложится на конечного потребителя. "Отмена нулевого НДС в софтверной отрасли приведет к удорожанию во многих сферах, в том числе транспортных услуг, ЖКХ, росту цен в ритейле и т.д. Ведь ИТ-сфера тесно взаимосвязана абсолютно со всеми отраслями экономики. Мы это увидели при увеличении ставки НДС в 2019 году. Налоговый маневр едва ли компенсирует отмену нулевой ставки - у этих мер слишком разный охват. По действующим критериям налоговые послабления получат только компании-разработчики ПО, тогда как отмена льгот по НДС коснется всех компаний, связанных с продажей иностранного софта", - подвела итог Галина Садовникова.
Юлия Мельникова