По данным опроса, наиболее сильным фактором, побуждающим россиян платить, стало качество «картинки». Четверть участвовавших в опросе собираются оплачивать просмотр видеороликов или фильмов при условии профессионального качества съемки. Платить за домашнее видео они не готовы. Вторым по значимости условием стало отсутствие какой-либо рекламы во время просмотра, этот ответ выбрали 22,3% участников. Платный просмотр фильмов, горячих новостей или видео с участием известных персон готовы оплатить лишь 14,5, 12,3 и 1,9%, соответственно.
Гендиректор компании «Лидер Медиа Групп», правообладателя интернет-телевидения TVJAM, Алексей Белинский оценивает рынок видеоконтента в нашей стране в пределах 220 млн долл. «На видеоконтент приходится примерно 10% от рынка всего цифрового контента в Сети». Г-н Белинский предполагает, что данное соотношение изменится. «Так называемый тяжелый контент, к которому как раз относится видеоконтент, растет большими темпами, чем «легкий» (flash-приложения, игры, музыка)», — отмечает он.
Доля нежелающих платить выглядит не столь угрожающе, полагает гендиректор OMI Александр Шашкин. «Во-первых, люди возрастного диапазона 35—44 года платят лучше (отказываются только 42%), а это состоятельные люди, понимающие, что они хотят, — объясняет он. — Во-вторых, те, кто собирается платить, четко могут объяснить свою позицию». Это, по его мнению, как нельзя лучше накладывается на тренд роста доли легальной, а значит, качественной продукции.
Доходы от всех видов рекламы составляют у видео в Интернете долю в 60%, оценивает Алексей Белинский. Он уверен, что монетизация уже началась. «Некоторые видеопроизводители уже вводят плату за просмотр своего контента, — рассказывает он. — Но эта мера не является основным источником дохода, а лишь попыткой решить вопрос об авторских правах, корректном использовании своего контента. Предположительно нововведенная статья доходов может приносить только 10—15% от общего бюджета, остальные расходы по-прежнему будут покрывать средства рекламодателей». Исключения, по его словам, могут составить телевизионные интернет-каналы, обладающие эксклюзивными правами на определенные трансляции, например спортивные. Кроме того, сервис возможно монетизировать за счет продажи видеоконтента на региональные телеканалы и в кабельные сети.
Александр Кленин