Напомним, что «МегаФон» стал первым оператором в России, который еще в 2002 году начал предоставлять абонентам в Московском регионе услуги, основанные на определении местоположения абонента. Ранее местоположение абонента определялось на основе информации о базовой станции, которая обслуживала абонента (CellID): точность определений координат составляла 100–500 метров в центре города, около 1 км на окраинах и за пределами МКАД. Сейчас, после запуска платформы iGMLC, к методам определения местоположения добавились время задержки сигнала между терминалом и базовой станцией, а также уровень принимаемого сигнала, что, по данным компаний, позволило в несколько раз увеличить точность определения координат абонента.
В 2002 году компанией Race Communications и столичной сетью «МегаФон» была представлена услуга WebLocator, до сих пор доступная абонентам этого оператора в Московском регионе. С ее помощью абонент оператора может в любой момент увидеть местоположение абонентов на наглядной электронной карте города, на сайте Weblocator Лайт, с помощью одного нажатия клавиши следить за перемещениями нескольких абонентов, а также получать информацию о координатах абонентов на свой мобильный телефон и/или на электронную почту и задать расписание, по которому будет получаться информация об их местоположении. WebLocator работает на серверном оборудовании Dell PowerEdgе, техника предоставлена компанией DellSystems. Сервис WebLocator использует картографическую платформу MapInfo – мирового лидера в области картографических платформ, предоставленную российской компанией «Эсти Мэп».
На данный момент в линейке «МегаФон-Москва» еще две услуги мобильного позиционирования. Первая, «Навигатор», позволяет узнать, где находятся другие абоненты, и увидеть их координаты на электронной карте города. Кроме того, с ее помощью абонент может искать ближайшие к его текущему местоположению объекты – кинотеатры, боулинги, аптеки и др. Также доступна информация о ближайших пробках на дорогах города. Услугой можно пользоваться с помощью SMS-сообщений, на веб- или WAP-сайте сервиса. На сайте находится подробная электронная карта, на которой абонент может посмотреть местоположение других абонентов, определить наличие пробок в интересующем районе города и построить свой дальнейший маршрут с учетом или без учета объезда пробок.
Сервис «Ближайшие» позволяет определить, где находятся ближайшие к абоненту объекты: кафе, аптеки, кинотеатры, заправочные станции и т. д. При этом услуга действует не только в Москве и Подмосковье, но и в Петербурге. Навигация по сервису осуществляется с помощью SIM-меню.
Что касается других игроков рынка, то наиболее активно продвигает услуги мобильного позиционирования ОАО «Мобильные ТелеСистемы». В последнее время этот оператор значительно расширил территорию, на которой доступны сервисы «МТС-поиск». В частности, в мае текущего года услуги «Компас» и «Локатор», относящиеся к этой линейке, стали доступны для абонентов в макрорегионе «Центр», а в июне к этому списку добавился сервис «Мобильный ребенок». В начале сентября текущего года тестовый период эксплуатации сервисов «МТС-поиск» в макрорегионе «Центр» завершился, и все услуги были запущены в коммерческую эксплуатацию. Одновременно с этим линейка услуг была расширена – стартовал сервис «Мобильные сотрудники», ориентированный на корпоративных пользователей.
Напомним, что в линейку услуг определения местонахождения МТС на данный момент входят: «Мобильный ребенок», «Локатор», «Мобильные сотрудники» и «Компас». Местоположение абонента определяется на основе анализа уровня сигнала с его телефона на ближайших базовых станциях (MPS – Mobile Positioning System). Если телефон абонента выключен, определение местоположения невозможно. Точность определения координат – несколько сотен метров в центре города и около километра на окраинах. В настоящий момент сервис действует на территории Москвы и Московской области, Петербурга и Ленинградской области, Новосибирска и Новосибирской области, всего макрорегиона «Центр» (Смоленская, Тульская, Ярославская, Тверская, Владимирская, Калужская, Рязанская, Костромская, Ивановская, Тамбовская области). В будущем планируется расширение территории предоставления услуг «МТС-поиск» до всей зоны обслуживания МТС. «Билайн» же запустил услуги мобильного позиционирования в коммерческую эксплуатацию только в марте прошлого года.
Интересно, что в последнее время появляется все больше предложений, основанных на определении места нахождения абонента. Традиционными стали уже тарифные планы, ориентированные на абонентов, которые часто уезжают в область: для них вызовы из области тарифицируются со скидкой, а место нахождения абонента определяется по базовой станции, в зоне действия которой совершается вызов. Так, в линейке тарифов оператора есть тарифный план «Областной», (см. новость короткой строкой от 24 мая 2007 г.). В его рамках тарификация местного вызова в тарифных зонах «Столица» и «Область» определяется местонахождением той базовой станции, которая обслуживала данный вызов на момент соединения. Тариф с аналогичным принципом тарификации есть в линейке «МегаФон-Москва» - «Подмосковный» (см. новость от 30 июля 2007 г.). В сети «Билайн» доступен для подключения тарифный план «Мобильный пенсионер». В его рамках на вызовы при нахождении в Московской области предоставляется скидка 20 %. Кроме того, МТС недавно запустили услугу Red Zone, ставшую второй в линейке специальных опций для абонентов тарифов Red и Red_text. Это узкосегментированное предложение, целевой аудиторией которого является молодежь, причем преимущественно студенты. В рамках этого предложения абонентам предоставляется возможность получить дополнительную скидку 50 % на вызовы абонентам других тарифных планов МТС. Действие скидки территориально ограничено вузами и ночными клубами (см. новость от 27 сентября 2007 г.).