Около года назад ОАО "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн") обратилось к таксопаркам, работающим на территории Псковской области, с предложением единоразово заплатить 30 тыс. руб. за использование коротких (трехзначных) номеров на своей сети, а затем - каждый месяц платить 10 тыс. руб. за 7 тыс. минут. Таксопарки ответили отказом. Весной 2014 г. оказалось, что до них не могут дозвониться абоненты "Билайна" - оператор отключил трафик с трехзначных номеров на десятизначные.
Владельцы служб такси восприняли такой шаг в штыки. Как заявил вчера на круглом столе в Пскове депутат областного собрания, директор холдинга NPN Игорь Савицкий, его компания купила короткие номера, в том числе 058, в 2001 г. у Псковской ГТС. Никаких проблем с коммутацией этих номеров у мобильных операторов, включая "ВымпелКом", не возникало до мая 2014 г. Предприниматель пояснил, что не хочет приобретать ресурс, за который когда-то уже заплатил. "Есть рэкет, а есть услуги связи", - не стесняется в оценках Савицкий. По его словам, из-за конфликта таксопарк потерял около 70 тыс. руб.
"У представителей коротких номеров идет потеря прибыли, потому что люди не могут дозвониться, - соглашается директор "Диспетчерской службы 050" Кристина Исаева. - Наш телефон для сети "Билайна" был просто отключен. Город Псков - не мегаполис, и 10 тыс. в месяц - немаленькая сумма. За что мы платим - за обладание номером? Мне кажется, это много".
Недовольство Елены Головацкой из "Диспетчерской службы 081" вызвало то, что на рассмотрение коммерческого предложения "ВымпелКом" отвел всего 21 день. А директор ООО "Единая контактная служба РАТИСС" (справочное бюро, работающее на номере 053) Денис Болышев напомнил, что, согласно федеральному закону "О связи", один номер на территории региона не может принадлежать двум владельцам.
Такси "Чайка" (использует номер 057) - единственный из участников псковского рынка, который согласился выполнить требования "ВымпелКома". Из-за этого представитель фирмы вчера был вынужден отвечать на обвинения в "нарушении принципов отраслевого товарищества".
По его словам, до определенного момента таксопарк готов идти навстречу оператору, так как интересы клиентов превыше всего. "Мы пошли на некоторое недополучение прибыли. Может быть, "ВымпелКом" сделает для своих клиентов платные звонки?" - задался вопросом сотрудник "Чайки".
"Если мы пойдем на поводу у "Билайна", нам и другие операторы будут такое предлагать, - не соглашается с коллегой Елена Головацкая. - Те фирмы, которые давно есть на рынке, просто закроются".
Менеджер Псковского отделения "ВымпелКома" напомнил, что по закону "О связи" все услуги должны оказываться на коммерческой основе. С точки зрения компании, клиент должен звонить на короткие номера бесплатно - за него заплатит компания, которой эти номера принадлежат. "Мы несем убытки за пропуск трафика", - отметил представитель оператора. Именно обнаружив значительные убытки, компания в 2013 г. решила пересмотреть отношения с таксопарками, уверяет он.
"Приказ №142 Минкомсвязи четко указывает, что короткая нумерация используется как номер доступа к заказным и справочно-заказным службам, то есть не применяется как абонентский номер, поэтому каждый оператор вправе использовать такой короткий набор на своей сети в соответствии со своими коммерческими и техническими планами", - уточняет представитель юридической службы "ВымпелКома". По его словам, оператор считает себя вправе самостоятельно распоряжаться своими так называемыми короткими номерами, за исключением специальных и экстренных служб - например, "112".
Поскольку в отношении некоторых коротких номеров "ВымпелКом" не заключал договоров на их использование, он не считает себя обязанным предоставлять бесплатный доступ к услугам коммерческих компаний, продолжает юрист. Оператор не может найти в законодательстве ответ на вопрос, почему он должен оказывать услуги доступа, а сам нести расходы. "Есть альтернатива - либо нести расходы, либо вводить отдельную плату за звонки на такую короткую нумерацию, как на междугородные, что не будет положительно воспринято нашими абонентами", - объясняет сотрудник "ВымпелКома".
Он сослался на ст.44 закона "О связи", которая указывает на обязанность заключать договор в соответствии с гражданским законодательством, а также ч.2 ст.779 Гражданского кодекса и п.14 Правил оказания услуг подвижной связи. "Короткие номера на сети у каждого оператора не могут быть монополизированы только одним оператором. Заключив договор на оказание доступа к заказной или справочной службе, коммерческая организация не вправе рассчитывать, что все остальные операторы связи будут бесплатно оказывать ей свои услуги", - полагает представитель "ВымпелКома".
На взгляд начальника юридической службы Псковской ГТС Оксаны Дьяконовой, согласно закону "О связи" услуги должны оплачивать именно абоненты, а не сторонние клиенты. Она напомнила, что у этой компании есть договор от 2006 г. с "ВымпелКомом" о его присоединении к сети ПГТС. "Там четко указана нумерация специальных служб в так называемом коротком формате", - подчеркнула она.
По ее словам, "ВымпелКом" переводил платежи до 2013 г., когда прекратил исполнять обязательства по договору и пропускать трафик на открытый план нумерации. "Сейчас нет трафика и нет платежей за его "приземление" с коротких номеров", - разъясняет Дьяконова. Представитель ПГТС опасается, что следующим шагом этот оператор запретит прямые звонки на псковские номера, и местным жителям придётся всё время набирать код страны и города.
Псковская ГТС уже подготовила заявление в Арбитражный суд Псковской области и подаст его после 23 июля, если к тому времени не сможет договориться с "ВымпелКомом". Менеджер Псковского отделения "Билайна" подтвердил готовность компании участвовать в судебном разбирательстве. Готов оператор и к диалогу до суда, но пока он "не отступится от того, что услуги должны оказываться на возмездной основе".
Игорь Савицкий охарактеризовал позицию "ВымпелКома" как тупиковую и пообещал с 1 августа организовать акцию протеста возле административного офиса компании в Пскове. "Будем призывать псковичей отказаться от услуг "Билайна" и требовать привлечь чиновников к ответственности за бездействие", - планирует бизнесмен.
На обвинения Савицкого в бездействии заместитель начальника Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Псковской области Елена Аверина ответила, что ведомство рассматривает только дела, касающиеся нарушения антимонопольного законодательства. Сейчас в УФАС поступила жалоба от холдинга NPN о том, что номер 058 приобрела компания "Единая сеть такси Псков", и о возможном антиконкурентном соглашении между этой фирмой и "ВымпелКомом", говорит Аверина. Федеральная служба эту жалобу изучает.
В феврале по запросу ПГТС проверку псковского "ВымпелКома" уже проводил Роскомнадзор. Чиновники тогда не нашли нарушений в его работе, говорит представитель компании. Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский вчера не ответил на запрос ComNews.
Другие участники рынка в дискуссии не участвуют. Руководитель направления по взаимодействию со СМИ ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Дмитрий Солодовников воздержался от комментариев, отметив, что подобных прецедентов у этой компании не возникало. Не стала комментировать ситуацию и представитель ОАО "МегаФон" Олеся Яременко, а также пресс-служба "Tele2 Россия".
"Сейчас проводится детальный анализ ситуации, по итогам которого будет принято решение о дальнейших действиях", - лаконична пресс-секретарь ООО "Нэт Бай Нэт Холдинг" ("дочка" "МегаФона", владеющая ПГТС) Анастасия Назаренко.
"ВымпелКом" контролирует в Псковской области около 13,5% абонентской базы, занимая по этому показателю четвертое место среди мобильных операторов региона.
Даниил Сидоров