После введенной 2 марта приостановки продаж немецкой компании SAP на территории России, а затем и в Беларуси, появились первые признаки косвенного влияния, которое способно оказать это решение на уже работающие сервисы SAP в России. Их работа может быть приостановлена, но формально это не будет связано с наложенными ранее ограничениями.
Причиной приостановки работы сервисов SAP в России может стать нарушение требований, которые предъявляют к продуктам SAP сами российские клиенты. SAP при этом формально не будет нарушать условия заключенных ранее соглашений. Главной причиной для остановки работы сервисов могут стать требования российских регуляторов.
В качестве возможных «кандидатов на отключение» называют облачный сервис “Russia Cloud Residency Solution”. Уже на протяжении нескольких лет, благодаря этому сервису, компании могут реализовать для своих промышленных решений требования ч.5 ст. 18 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных». Этот закон требует обязательной локализации на территории РФ хранилищ с персональными данными российских граждан.
Сервис “Russia Cloud Residency Solution” обеспечивается за счет облачного решения SAP SuccessFactors – промышленного решения, осуществляющего обработку трудовых ресурсов предприятий и их персональными данными.
Очевидно, что для локализации в российских облачных ЦОДах от SAP требуется заключать договоры с российскими облачными провайдерами. Обычно они действуют на протяжении операционного года и перезаключаются, ежегодно или ежеквартально. Благодаря этому, обеспечивается свобода перехода клиентов к другим облачным провайдерам, а ЦОДы могут гибко управлять своими ценами и мощностями с учетом рыночных трендов.
В результате принятого в штаб-квартире немецкой компании решения о прекращении активных продаж SAP на территории России теперь может возникнуть ситуация, когда инициатором прекращения поддержки в оказании облачных услуг будет выступать не SAP, а российский хостер. SAP сможет предложить своим клиентам перенести предоставление услуг на мощности иностранного хостинга либо отказаться от дальнейшей поддержки по договору.
В новой ситуации российские клиенты будут сталкиваться с проблемой стабильности функционирования собственных услуг, соблюдения комплаенса. Формально SAP не нарушает ранее заключенных договоров по обеспечению доступности облачной инфраструктуры. Российские компании вряд ли смогут рассчитывать на победу в арбитражном суде в случае подачи судебных исков.
SAP уже выступил с разъяснением назревающей ситуации. Немецкая компания сообщила, что российские клиенты, которые купили и развернули продукты SAP локально (on-premise) и работают с ними с использованием собственной аппаратной инфраструктуры, смогут продложать работать и дальше без каких-либо ограничений. Это означает, что «независимо от любого решения SAP не предоставлять поддержку или сотрудничество любого рода, клиенты по-прежнему могут продолжать использовать эти продукты, независимо от SAP».
Поскольку продуктами SAP обычно пользуются очень крупные клиенты – российские корпорации, крупные предприятия, заводы, они старались размещать данные на собственных инфраструктурные мощностях или в облачных ЦОДах по собственным договорам аренды. Эти компании остаются вне угрозы в случае прекращения поддержки облачного сервиса. Официальные данные по доле облачных внедрений продуктов SAP в России отсутствуют.