Результаты исследования компаний, проведенного с 24 февраля по 5 марта 2015 г., его авторы представили вчера на пресс-конференции в Москве.
Онлайн-опрос с использованием access-панели TNS охватил 4 тыс. человек в мегаполисах, небольших городах, поселках и сельских населенных пунктах. Выборку составили активные пользователи Интернета в возрасте от 18 до 64 лет. Под активными посетителями авторы исследования подразумевали людей, которые выходят в сеть более двух лет и не реже одного раза в день, отметил сооснователь и партнер Data Insight Федор Вирин. По его словам, такие пользователи составляют 80-85% от всей российской интернет-аудитории, которую TNS оценивает примерно в 80 млн человек.
В прошедшем году заметно больше респондентов совершали онлайн-платежи (63% по сравнению с 50% в 2014 г.), делали покупки в отечественных (55% против 42%) и зарубежных интернет-магазинах (31% против 18%), а также переводили деньги другим людям (49% против 32%).
Доля опрошенных, указавших удобство и экономию времени в качестве основной причины использовать Интернет при поиске, выборе и заказе товаров, выросла на 9 п.п. – с 30% до 39%. Второе место делят такие факторы, как полнота информации, удобство (25%) и экономия денег (также 25%). Более 60% респондентов делали последнюю покупку с использованием Интернета в таких категориях, как электроника, автотовары, книги.
В то же время наличные деньги теряют позиции в России: только 5% респондентов держат все деньги на текущие расходы в наличном виде. 72% пополняли баланс мобильного телефона через безналичную оплату, 61% платили за коммунальные услуги, не используя наличные.
Эти показатели проясняет тот факт, что 7% респондентов живут более чем в 10 км от ближайшего банка, 3% - более чем в 10 км от ближайшего банкомата.
Аудитория онлайн-платежей растет в основном за счет новых пользователей Интернета (+55% за год), потребителей в возрасте старше 55 лет (+17%) и жителей российской провинции (+13%). При этом самым быстрорастущим платежным инструментов в сети стали электронные деньги - число их подписчиков за год увеличилось на 52%.
19% респондентов, платящих в сети, делают это в том числе с планшетов, 32% – со смартфонов, 5% используют только планшет или смартфон. 43% опрошенных владельцев смартфонов указали, что установили на телефоны хотя бы одно платежное или банковское приложение.
Нормой становится использование Интернета для покупок "на ходу": доля пользователей, которые ищут в сети информацию о продуктах, осуществляют заказ и оплату онлайн вне дома, офиса или вуза, достигла 39% по сравнению с 29% годом ранее.
79% респондентов считают, что в будущем обычной практикой станет использовать мобильные устройства для оплаты покупок в обычных магазинах, 63% – что люди станут расплачиваться с помощью носимых устройств.
"Стирается грань между платежами в онлайне, оффлайне, с использованием наличных, электронных денег", - прокомментировал результаты опроса глава PayPal в России Владимир Малюгин. Он напомнил, что когда его компания только приходила в страну, партнеры по рынку отговаривали ее от этого шага, поясняя, что 80% платажей здесь приходится на наличные. "Ситуация меняется радикально, бесповоротно", - заключил Малюгин.
Впрочем, данные другого агентства, J'son & Partners Consulting (J&P), говорят о том, что на российском рынке интернет-торговли пока доминирует оплата наличными.
"По результатам последнего исследования, в 2014 г. 65% покупок в денежном выражении были оплачены наличными, 25% были оплачены банковскими картам, а оставшиеся 10% - через электронные платежные системы", - замечает руководитель ИКТ и финансовых сервисов J&P Сергей Золкин. По его информации, среди электронных платежным систем значительные обороты наблюдались в сегментах электронных денег (42%), интернет-банкинга (32%) и платежных терминалов (24%).
Оборот платежей непосредственно банковскими картами в онлайне в 2014 году составил около 0,4 трлн рублей, при этом крупнейшими сегментами были авиа и ж/д билеты (45%) и онлайн-магазины (30%), подчеркивает эксперт J&P.
Data Insight, со своей стороны, оценивает объем интернет-торговли материальными товарами в 2015 г. в 750 млрд руб. без digital goods, покупки билетов и корпоративных расходов.
"Деление на e-commerce и m-commerce - это деление в головах маркетологов, - считает Федор Вирин. - У пользователей в голове такой проблемы и такого деления нет".
Даниил Сидоров