Законопроект об отмене платы за внутрисетевой роуминг в настоящее время внесен в Государственную Думу. Согласно законопроекту, предполагается изменить ст. 54 ФЗ «О связи». В частности, в этой статье, регламентирующей порядок оплаты услуг связи, предлагается предусмотреть в качестве одного из случаев соединения, не подлежащих оплате абонентом, входящие вызовы при нахождении абонента во внутрисетевом роуминге.
В Пояснительной записке к Законопроекту признается, что оператор связи, оказывая услуги связи абоненту, находящемуся во внутрисетевом роуминге, несет расходы на оплату междугородных каналов связи и пропуск трафика. При этом в Записке утверждается, что эти расходы включены в тариф и составляют «ничтожно малую часть» затрат оператора. Однако на самом деле данная новация в закон о связи не учитывает реалий регулирования российского рынка связи. Региональные операторы, в отличие от федеральных, не имеют права передавать трафик по своим сетям. Для пропуска трафика регионалы даже не вправе арендовать каналы связи у операторов дальней связи. Они вынуждены пропускать звонки своих абонентов из одного региона в другой через сети Ростелекома и других операторов междугородной связи с поминутной оплатой трафика.
Таким образом, принятие данной поправки обрекло бы региональных сотовых операторов на оказание заведомо убыточной услуги. При этом сегодня стоимость внутрисетевого роуминга у региональных операторов и так сведена к минимуму, услуга почти неприбыльна и ее цена никогда не вызывала нареканий абонентов. Это заставляет сделать конкуренция с федералами.
Принятие данной поправки окажет негативное влияние на состояние всего рынка связи в стране. Более того, вполне можно ожидать и заметного роста тарифов на иные услуги связи, оказываемые сотовыми операторами.
Президент Ассоциации региональных операторов связи Юрий Домбровский:
«Попытки прямого регулирования тарифов сотовых операторов делаются все чаще. При этом инициаторы таких попыток забывают, что именно тарифы сотовых операторов без всякого вмешательства неуклонно снижались все последнее десятилетие под воздействием конкуренции, массовости и других факторов рынка. В то же время, все регулируемые тарифы для населения, включая фиксированную связь, возросли многократно. Уверен, российскому рынку мобильной связи может только вредить такое прямое вмешательство. Цивилизованный рынок ждет от регулятора только поддержки конкуренции и создания благоприятных инвестиционных условий. Остальное сделают сами операторы.
Что касается данного законопроекта, Ассоциация попытается обосновать неэффективность предлагаемой меры. Мы будем работать и с автором поправки, депутатом Максимом Коробовым, и с профильным комитетом Думы в целом. Надеемся, что здравый смысл восторжествует».
Информация об АРОС (Ассоциация региональных операторов связи)
Ассоциация региональных операторов связи (АРОС), одно из ведущих российских объединений участников телекоммуникационного рынка, была учреждена в феврале 1995 года. АРОС – некоммерческое объединение предприятий, созданное с целью координации предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов ее членов в области связи. В настоящее время Ассоциация объединяет около 30 компаний, занимающихся развитием и эксплуатацией сетей подвижной и фиксированной связи в РФ и странах СНГ. В целом по России региональными компаниями-операторами АРОС обслуживается более 25 млн. абонентов. Основные задачи АРОС – содействие операторам в развитии бизнеса, сетей связи, помощь во взаимодействии с администрацией связи. АРОС эффективно отстаивает интересы операторов, способствует созданию либеральной телекоммуникационной среды, добросовестной конкуренции. Проводится целенаправленная политика по реализации технической и экономической интеграции участников процесса развития связи на пространствах РФ и СНГ. АРОС решает важнейшие для операторов вопросы получения и продления лицензий на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, получения радиочастотного ресурса и выделения номерной емкости.