Минэкономики направило в Минкомсвязь, Федеральную антимонопольную службу (ФАС), Федеральную службу по тарифам (ФСТ) и Роспотребнадзор предложение внедрить услугу сохранения номера при смене оператора фиксированной связи. В министерстве предлагают начать с Москвы, Санкт-Петербурга и Казани, а затем поэтапно вводить услугу в других регионах. В Минэкономики уточнили, что отправили письма на прошлой неделе и рассчитывают получить позиции ведомств в конце февраля. В ФАС отметили, что поддерживают инициативу. В Минкомвязи и ФСТ отказались от комментариев, связаться с Роспотребнадзором не удалось.
По оптимистичному сценарию, подготовленному Минэкономики и Deloitte, в течение пяти лет услугой воспользуются 12,3 млн абонентов, по базовому — 7 млн, по пессимистичному — 3,2 млн. По их расчетам, в среднесрочной перспективе это приведет к росту конкуренции, повышению качества услуг и снижению цен на фиксированную связь на 10%. За пять лет по базовому сценарию все абоненты фиксированной связи могут сэкономить более 49 млрд руб., а те, кто непосредственно воспользуется услугой,— более 4 млрд руб. Количество абонентов фиксированной связи за этот период вырастет на 5%, тогда как без такой услуги снизится на 9%.
Возможность сохранять номер при смене мобильного оператора (принцип MNP — moblile number portability) появилась в России в конце 2013 года. За это время ею воспользовались чуть более 1 млн сотовых абонентов, или менее 1% от их общего количества. Еще на этапе ее внедрения Минкомсвязь предложила распространить принцип на фиксированные сети в пределах одного субъекта (LNP — local number portability), а в дальнейшем разрешить переносимость номеров между мобильными и фиксированными сетями. В министерстве считали, что это будет востребовано крупными корпоративными и государственными структурами.
В России выдано более 4,4 тыс. лицензий на оказание услуг фиксированной связи, крупнейшим таким оператором является "Ростелеком". Вчера в компании, как и в МТС (владеет Московской городской телефонной сетью), отметили, что услуга может оказаться невостребованной. В МТС напоминают, что при планировании MNP ожидалось, что в первый год услугой воспользуются около 30 млн абонентов, а в реальности их оказалось в 30 раз меньше. "При этом у каждого абонента мобильной связи есть возможность выбора как минимум двух операторов, а у абонентов фиксированной связи в большинстве регионов особого выбора нет",— указывает представитель оператора Дмитрий Солодовников.
В "Вымпелкоме" добавляют, что переносимость на фиксированные сети в силу большего количества участников и более старого парка оборудования может быть намного сложнее в реализации, чем на сотовых сетях. "Затраты оценить сложно, пока не утверждено техническое решение. Но в условиях падения спроса на фиксированную телефонию дополнительные затраты могут пагубно сказаться на бизнесе",— считает представитель "Ростелекома" Валерий Костарев. По оценке источника, близкого к одному из операторов, внедрение LNP потребует замены около половины существующего оборудования АТС, "а это миллиарды рублей".
В "МегаФоне", напротив, поддерживают инициативу. "Мы за минимум технологических барьеров для развития конкуренции",— подчеркивает директор по связям с органами власти компании Дмитрий Петров. По его оценке, внедрение LNP в пилотной зоне в Москве не потребует существенных затрат, поскольку многие операторы де-факто подготовились к этому при внедрении MNP.
Анна Балашова