Ассоциация Производителей Программного Обеспечения (BSA | The Software Alliance) провела оценку национального законодательства и нормативно-правовых актов по семи различным направлениям, которые имеют критическое значение для развития глобально интегрированного рынка облачных вычислений. Опубликованные сегодня результаты рейтинга 2013 BSA Global Cloud Computing Scorecard основаны на данных первой части исследования, обнародованной в начале 2012 года.
«Мы рады, что благодаря новым законодательным инициативам, способствующим развитию облачных инноваций, Россия поднимается в рейтинге. Тем не менее, России есть к чему стремиться, отмечает Томас Буэ (Thomas Boué), директор по связям с государственными структурами в регионе EMEA Ассоциации BSA. На глобальный рынок облачных вычислений влияет политика каждой отдельной страны. – Для России важно сосредоточиться на совершенствовании законодательства в сфере трансграничной передачи данных, на ответственности интернет-провайдеров за размещение нелегального контента, а также устранить технологические требования, создающие преференции для отдельных поставщиков продуктов или услуг.. Все это будет способствовать как улучшению собственных позиций России, так и развитию глобального облака».
Наиболее активным участником рейтинга в этом году стал Сингапур, занявший пятое место и поднявшийся на пять позиций после принятия нового антипиратского законодательства, направленного на создание доверительных отношений с пользователями и способствующего развитию бизнес-инноваций. Глобальный рейтинг по-прежнему возглавляет Япония благодаря принятию комплексных законодательных инициатив, поддерживающих электронную торговлю. Австралия по-прежнему сохраняет второе место, а на третье место в этом году вышли США, отодвинув Германию на четвертую позицию в рейтинге.
Результаты исследования говорят о том, что многие крупнейшие ИТ-рынки мира перестали совершенствовать свои политики в сфере облачных вычислений. Так, все шесть стран Евросоюза, участвующих в исследовании, сдают свои позиции. Другие участники рейтинга фактически отключаются от глобального рейтинга, в частности, речь идет о малоэффективной политике в Корее, Индонезии и Вьетнаме.
«Мы видим, что изменения в политиках, направленных на развитие облачных вычислений, носит неоднородный характер, – говорит Роберт Холлиман (Robert Holleyman), президент и главный исполнительный директор BSA. – Недостаточное внимание вопросам конфиденциальности и обеспечению безопасности затрудняют трансграничную передачу данных, при этом слишком много стран пытаются «откусить» кусочек от облака в свою пользу. Всё это снижает эффект от масштабности, который был бы выгоден всем».
Для достижения максимального эффекта от облачных вычислений BSA выступает за принятие плана действий по формированию соответствующих политик для каждого из семи основных направлений: обеспечению конфиденциальности данных, вопросам кибербезопасности, решению проблемы киберпреступности, защите интеллектуальной собственности, обеспечению взаимосовместимости технологий и гармонизации законодательства, развитию свободной торговли и совершенствованию инфокоммуникационной инфраструктуры.
В частности, BSA рекомендует лицам, отвечающим за формирование национальной политики, рассмотреть возможность принятия следующих мер:
1. Гарантия конфиденциальности. Пользователи должны быть уверены в конфиденциальности своей информации, а поставщики услуг должны иметь возможность эффективно перемещать данные в облаке.
2. Обеспечение безопасности. Для эффективного управления рисками необходимо обеспечить гибкость при внедрении передовых решений по обеспечению безопасности.
3. Борьба с киберпреступностью. Правоохранительные органы и провайдеры облачных услуг нуждаются в эффективных правовых механизмах для предотвращения несанкционированного доступа к данным.
4. Защита интеллектуальной собственности. Необходимо обеспечить абсолютную защиту интеллектуальной собственности и механизмы правоприменительной деятельности для противодействия нарушениям авторских прав на программные решения, которые лежат в основе облачных инноваций.
5. Гарантия переноса данных и гармонизация глобальных правил. Правительствам следует сотрудничать с представителями отрасли для разработки стандартов, которые бы способствовали возможности переноса данных, и при этом минимизировали вероятность возникновения конфликтных правовых обязательств.
6. Содействие свободной торговле. Устранение барьеров, таких как преференции для отдельных поставщиков продуктов или услуг.
7. Стимулирование развития ИТ-инфраструктуры. Создание стимулирующих мер для инвестиций в широкополосные каналы связи и развитие универсальных услуг связи.