Недавно создана рабочая группа (Минэкономразвития, Федеральное агентство связи и "Почта России"), которая должна разработать правовую базу и механизмы финансирования, после чего будет запущен пилотный проект в ряде регионов, рассказал "Ъ" гендиректор "Почты России" Александр Киселев. Предоставление "Почтой России" государственных услуг по принципу одного окна в многофункциональных центрах обсуждался на прошлой неделе в Минэкономразвития. "Использование возможностей почты позволит значительно ускорить реализацию программы "Электронное правительство", так как мы уже имеем большой опыт работы с рядом государственных структур (ФМС, ФНС, ФТС, Пенсионный фонд РФ и др.), оказывая услуги по приему, пересылке и доставке документов и извещений, платежей и денежных переводов",— полагает господин Киселев.
ФГУП "Почта России" образовано в 2002 году, оказывает услуги почтовой связи на всей территории РФ. Объединяет 42 тыс. отделений. В 2008 году "Почта России" получила прибыль до налогообложения в размере 634 млн руб., выручка в прошлом году составила 86,6 млрд руб., стоимость чистых активов — 6,27 млрд руб.
Госпрограмма "Электронное правительство" с 2011 года должна заменить провалившуюся ФЦП "Электронная Россия", на которую за последние шесть лет было потрачено 16 млрд руб. Основная задача "Электронного правительства" — обеспечить электронное взаимодействие государственных органов власти и граждан. На 2010 год расходы на "Электронную Россию" составят более 3 млрд руб. На прошлой неделе премьер-министр Владимир Путин подписал распоряжение правительства, согласно которому "Ростелеком" назначен единственным исполнителем ФЦП "Электронная Россия" (2002-2010). Оператор должен выступить не только соинвестором программы (размер инвестиций в "Ростелекоме" не раскрывают), но и предоставить всю технологическую инфраструктуру.
"Электронный доступ к государственным услугам через пункты коллективного доступа (ПКД) в интернет в почтовых отделениях страны поможет в решении задачи создания "Электронного правительства" и обеспечит экономию бюджетных средств",— отмечает заместитель министра экономического развития Анна Попова. Александр Киселев добавляет, что проект находится на ранней стадии, поэтому с "Ростелекомом" и представителями Минкомсвязи он не обсуждался: "Кроме того, пока не ясно, каким образом будут оказываться эти услуги населению — либо бесплатно, но тогда ФГУП будет получать компенсацию из соответствующих бюджетов, либо с граждан будет взиматься госпошлина. Если будет одобрен последний вариант, то через год работы это может принести почте 10% от выручки",— рассчитывает господин Киселев. Комментарии "Ростелекома" получить вчера не удалось. Но ранее первый заместитель гендиректора "Связьинвеста" (контролирует 51% акций "Ростелекома") Александр Провоторов рассказывал "Ъ", что "Ростелекому" интересно участие в программе, так как компания находится в поиске новых проектов в связи с падением доходов от традиционных услуг. "Сегодня развертывание многофункциональных центров на базе ПКД технически слабо реализуемо",— предупреждает пресс-секретарь министра связи и массовых коммуникаций Елена Лашкина.
Аналитик iKS-Consulting Антон Ворыхалов говорит, что инициатива ФГУПа направлена на оптимизацию своего бизнеса и желание вывести "Почту России" на безубыточность. "Пункты коллективного доступа не приносят почте прибыли, а субсидии государства помогут снизить расходы",— рассуждает господин Ворыхалов.
Инна Ъ-Ерохина