175 лет назад, в октябре 1837 года из Санкт-Петербурга в Царское село по железной дороге отправился первый состав, положив начало славной истории железнодорожной державы. В тот год произошло еще одно событие. Впервые этим же маршрутом почта была доставлена по железной дороге. Спустя 15 лет, в 1852 году, на железной дороге появились первые почтовые вагоны (интересно, что тогда же начали использовать деревянные шпалы - они используются и сейчас). Россия стала первой страной в мире, поставившей почту на рельсы. С тех пор бесперебойное движение составов с почтовыми вагонами, увеличение количества поездов и ж/д маршрутов стало залог качественной и своевременной доставки почты россиянам. В настоящее время почта перевозится по стране по более чем сотне магистральных железнодорожных маршрутов, пробег почтовых вагонов составляет около 9,7 млн км в месяц.
В ходе церемонии генеральный директор Почты России Александр Киселев отметил, что «в настоящее время хорошая организация и развитие технического прогресса железнодорожных перевозок напрямую сказывается на операционном бизнесе Почты России. Почтовые вагоны, юбилей которых мы отметили совсем недавно, всегда обеспечивали и будут обеспечивать значительную долю почтовых перевозок по стране, тем самым создавая единое информационное пространство посредством самого доступного населению вида связи».
Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, проводя церемонию спецгашения, сказал: «железные дороги России имеет давнюю историю, однако почтовая связь в России начала развиваться значительно раньше. Но только с того момента, когда почта начала перевозится по железной дороге, технический прогресс дал значительный толчок этому виду связи, значительно ускорив и повысив надежность доставки почтовых отправлений».
В каждом железнодорожном почтовом вагоне, как на почтовом отделении, был свой почтовый штемпель — штамп, которым удостоверяли факт доставки корреспонденции. Российские домарочные штемпеля имели различную форму: круглые календарные, точечные шестиугольные, специальные восьмиугольные. На штемпеле указывалось место прибытия письма, дата и даже время. Часто штемпели изготавливались прямо на месте. Были в истории случаи, когда штемпель изготовить не успевали, и тогда на месте штемпеля начальник станции ставил свою подпись. Ручная отметка заменяла штемпельный оттиск. В декабре 1857 года в России появилась первая почтовая марка, но домарочные штемпеля продолжали использоваться, теперь уже для гашения марки.
Во время церемонии гашения прошло слайд-шоу Артефактов. Материалы предоставлены центральным музеем связи им. А.С. Попова. Среди них: письмо 1862 г. с железнодорожным шестиугольным штемпелем, который стали применять с 1858 г., самое раннее из известных земских писем с железнодорожными штемпелями, 1869 г., конверт 1882 г. с восьмиугольным штемпелем отделений почтовых вагонов, самое тяжелое из известных заказных писем, (вес письма 260 грамм), 1914 г., конверт с самым ранним домарочным штемпелем «С.П.Б. Ст.Ж.Д./ 8 декаб. 1852»
.
Самые первые марки с изображением паровозов появились в 1869 году в Канаде, а в 1874 году их напечатали в Перу. С тех пор появился целый раздел коллекционирования почтовых марок — железнодорожная филателия. В мире выпущены тысячи почтовых марок с железнодорожной тематикой, связанных также со 100-летиями железных дорог, филателистические материалы по развитию железнодорожного сообщения.
Тематика первых марок во всех странах мира была ограничена: портреты государей, гербы, цифры. Но по мере развития технического прогресса на них стали появляться пароходы, мосты, железные дороги. Самые первые марки с изображением паровозов появились в 1860 году в Канаде, а в 1874 году их напечатали в Перу. С тех пор появился целый раздел коллекционирования почтовых марок — железнодорожная филателия. В нашей стране марки с железнодорожной тематикой выходили, как правило, к определенным датам в истории транспорта: началу строительства новых магистралей или выпуску передового подвижного состава или юбилейным датам.