Китайская Xiaomi систематически нарушает российское законодательство о рекламе, несанкционированно демонстрируя пользователям своих смартфонов вводящие в заблуждение объявления и, зачастую, перенаправляя их на фишинговые сайты. Об этом говорится в обращении Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров (АППСИМ) — с ним ознакомились «Известия». ФАС получила жалобу, она будет рассмотрена в установленном порядке, сообщили в ведомстве.
В своем письме АППСИМ просит направить Xiaomi обращение о недопущении показа рекламы, нарушающей действующее законодательство, и если такая практика продолжится — заблокировать интернет-ресурсы и приложения (рекламную сеть Xiaomi Ads), с помощью которых распространяется этот контент.
Приложение «Очистка» на смартфонах, которое нельзя удалить, анализирует файлы, скачанные пользователем. Сервис предлагает избавить гаджеты от «мусора»: данных, которые с точки зрения Xiaomi не представляют ценности, но занимают свободное место, объясняет директор АППСИМ Владимир Зыков. После удаления Xiaomi Ads начинает демонстрировать пользователям рекламу, рассказывает он.
В частности, такую: «Президент обязал Газпром выплатить от 45 000 каждому». Это фейк, который дискредитирует главу государства и вводит в заблуждение пользователей, считает АППСИМ. Еще один вариант: «А. Миллер (председатель правления «Газпрома». — «Известия») рассказал о возможности получения дохода для граждан РФ. Узнай, как начать зарабатывать». Эти примеры АППСИМ приводит в обращении ФАС, отмечая, что ссылка в рекламе ведет на фишинговый сайт.
Кроме того, в Xiaomi Ads появляются объявления, маскирующиеся под системные уведомления. Например: «Внимание, найдено 99 угроз на телефоне. Игнорировать. Очистить», рассказывает Владимир Зыков. Но, выбрав любую опцию, пользователь активирует ссылку, ведущую на сторонний сайт, утверждает он.
«Xiaomi через сеть Xiaomi Ads систематически вводит потребителей в заблуждение при распространении рекламной информации в своих приложениях», — говорится в обращении АППСИМ в ФАС.
«Известия» направили запрос в Xiaomi.
Роскомнадзор обращения ассоциации пока не получил, в случае поступления «оно будет рассмотрено в установленном порядке», сообщили «Известиям» в ведомстве.
В российском законодательстве предусмотрены меры, запрещающие распространение в интернете рекламы, которая содержит противоправную информацию. В случае выявления таких нарушений к инициатору ее распространения могут быть применены административные меры со стороны ФАС, добавили в Роскомнадзоре. Кроме того, на основании закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ведомство по решению суда или по требованию Генпрокуратуры ограничивает доступ к материалам с недостоверной общественно значимой информацией, а также к мошенническим интернет-ресурсам.
В отношении рекламного сервиса Xiaomi таких требований или решений не поступало, отметили в пресс-службе ведомства. Ранее из-за размещения информационных материалов, содержащих недостоверную информацию о специальной военной операции на территории Украины, призывы к насилию в отношении граждан России, в том числе военнослужащих, был ограничен доступ к Google Ads, добавили в Роскомнадзоре.
По данным Mobile Research Group, Xiaomi по итогам 2022 года заняла первое место по продажам смартфонов в РФ — ее доля рынка в штуках составила 42%.
По оценке TelecomDaily, сейчас в России используется более 20 млн таких смартфонов: их владельцы — потенциальная аудитория рекламы в Xiaomi Ads.
Если говорить о вероятных последствиях для Xiaomi в конкретном случае, то, скорее всего, на первый раз компания получит предупреждение от ФАС. Оно будет содержать указания на необходимость блокировки нарушающих закон сообщений, считает управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин.
— В случае если подобные нарушения будут и дальше, то возможны уже штрафные санкции. Но за нарушения в сфере рекламы установлены незначительные, по меркам крупных частников рынка, штрафы — от 100 тыс. до 500 тыс, рублей. Причем по верхней границе они назначаются только в случае, если оператор сервиса допускает такое регулярно, — объясняет юрист.
Ответственность рекламодателей будет зависеть от квалификации их действий — она может быть даже уголовной, добавляет Юрий Федюкин.
По его словам, зачастую рекламодатели осознанно идут на нарушения. В частности, потому что к моменту блокировки сообщения по предупреждению или предписанию, как правило, проходит достаточно времени для того, чтобы эффект от кампании уже был достигнут. При этом большинство операторов рекламы, тот же «Яндекс», Google, соцсети, в конкретном случае Xiaomi, не обрабатывают вручную объявления, которые появляются на их сайтах и в приложениях, говорит Юрий Федюкин. Алгоритмы несовершенны и почти всегда содержат лазейки, позволяющие обойти установленные оператором ограничения по содержанию сообщений, констатирует он.
С тем, что вину за размещение недобросовестной рекламы не следует полностью возлагать на Xiaomi, согласен и гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Спама и откровенно мошеннических объявлений много и в социальных сетях, и в мессенджерах: отфильтровать ее полностью не могут ни специальные алгоритмы, ни модераторы, отмечает он.
Валерий Кодачигов