Первый заместитель председателя правительства РФ Андрей Белоусов провел совещание с производителями беспилотных авиационных систем (БАС), где совместно с представителями заинтересованных ФОИВ, институтов и центров компетенций обсудил концепцию национального проекта по развитию БАС и стратегические направления отрасли.
По словам Андрея Белоусова, основой для прорывного развития отрасли и консолидации ее ключевых игроков должен стать национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем, разработка которого ведется по поручению президента РФ.
"В рамках этой работы мы должны "открыть небо" для беспилотников с точки зрения изменения регуляторики, а также создать технические средства контроля и управления движением беспилотников. Помимо этого, мы должны обеспечить мерами поддержки отечественных производителей - как самих беспилотников, так и производителей комплектующих - и рынка в целом", - подчеркнул первый вице-премьер.
По словам Андрея Белоусова, необходимо стимулировать спрос на услуги с использованием БАС в отраслях экономики, сформировать комплексный государственный заказ на беспилотники, организовать профильное образование и насытить отрасль кадрами, а также создать удобную систему сертификации беспилотников, а также обеспечить безопасность их использования.
"Первая большая задача - это развитие спроса. Она включает в себя открытие новых сегментов рынка и снятие избыточных ограничений для применения беспилотников. Второй большой блок - стимулирование разработки серийного производства отечественных беспилотных систем и комплектующих. Здесь будем задействовать два базовых инструмента поддержки. Во-первых, Фонд развития промышленности, который уже работает с первыми заявками. Во-вторых, запустим программу грантовой поддержки разработки комплектующих через Агентство технологического развития. Причем этот блок тесно связан с выработкой критериев "российскости" в рамках 719-го постановления правительства, так как необходимо обеспечить высокий уровень локализации производства дронов", - подчеркнул первый заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Василий Осьмаков.
Минпромторг, Фонд развития промышленности, Агентство технологического развития не ответили на вопросы ComNews.
Замглавы Минпромторга России отметил, что для обеспечения спроса разработаны и согласованы формы плана государственного гражданского заказа. Они направлены основным заказчикам (ФОИВ, госкорпорациям, госкомпаниям), на основе оценок которых будут сформированы госзаказ, меры поддержки и объемы необходимого финансирования. Василий Осьмаков анонсировал также создание отдельного структурного блока Минпромторга России, который сфокусируется на задачах поддержки отрасли. Кроме того, он обозначил еще несколько важнейших направлений, в числе которых совместная работа с Минтрансом России по развитию инфраструктуры, повышению эффективности систем сертификации и стандартизации БАС, с Минэкономразвития в части развития экспериментальных правовых режимов, а также обеспечение отрасли высококвалифицированными кадрами при поддержке АСИ, НТИ и Минобрнауки.
"Минэкономразвития в рамках механизма экспериментального правового режима создает условия для апробации и последующего масштабирования инновационных технологий, в том числе беспилотных авиационных систем. В прошлом году запущены два таких ЭПР для доставки грузов дронами-беспилотниками в пяти регионах. Механизм ЭПР постоянно совершенствуется благодаря открытому диалогу с бизнесом и отраслевыми регуляторами. Увеличивается количество направлений, по которым может устанавливаться специальное регулирование, в том числе для проектов, использующих решения на базе искусственного интеллекта и больших данных. Готовы оперативно запускать новые ЭПР по использованию беспилотных авиационных систем в соответствии с задачами будущего нацпроекта", - прокомментировал заместитель министра экономического развития Российской Федерации Максим Колесников.
"Вместе с правительством в соответствии с поручениями президента мы организуем работу в этом направлении с привлечением общественности, экспертов, ключевых организаций-разработчиков, изготовителей беспилотной техники, вовлечением их в деятельность рабочих групп правительственной комиссии", - рассказал руководитель проектного офиса АНО "Платформа НТИ" Александр Мальков.
Участники мероприятия обсудили вопросы развития производства необходимых комплектующих, создание программы стандартизации и отраслевых цифровых программных продуктов, систем воздушной логистики и смешанного типа функционирования БАС.
"Предлагается стандартизировать типоряд БВС (беспилотное воздушное судно - прим. ComNews) для дистанционного зондирования земли с целью унификации применяемых в наиболее массовом сегменте производства беспилотников для локализации таких компонентов, как двигатели, контроллеры, сервоприводы, видеокамеры и т.д. на территории РФ. Это позволит предприятиям быть рентабельными, не распыляться выпуском множества однотипных деталей", - отметил директор ООО "Финко" Максим Шинкевич.
"Мы полтора года работаем над созданием линейки технологических платформ воздушной мобильности. На сегодняшний день уже разработали авиасистемы взлетной массой 700 кг с полезной нагрузкой до 200 кг. В том числе более 70% структурных элементов собственного производства. Объединив усилия бизнеса, государства и науки, мы можем буквально в течение нескольких лет сделать доступными технические решения, которые еще несколько лет назад казались возможными только в далеком будущем", - подчеркнул генеральный директор ООО "Транспорт будущего" Юрий Козаренко.
Замглавы группы компании "Геоскан" Андрей Грудев отметил, что говорить об объеме финансирования отрасли пока рано. "Может быть, случится так, что непосредственного финансирования отрасли для разработки БАС и не потребуется, а достаточно будет "твердого заказа" на несколько лет вперед. Финансирование может понадобиться смежным отраслям по производству компонент БАС: электромоторы, двигатели внутреннего сгорания малой мощности, современные аккумуляторы, элементы микроэлектроники, оптические сенсоры и т.п., - пояснил он. - Основной точкой роста для массового применения БАС может стать сельское хозяйство, где после снятия пары основных законодательных барьеров рынок БАС может удвоиться за очень короткий срок. В целом уже практически невозможно найти отрасль, в которой применение БАС было бы неуместным и экономически несостоятельным".
Эксперт рынка НТИ "Аэронет" Николай Ряшин считает инициативу правильной, потому что отрасли беспилотников действительно нужна поддержка государства, так как весь рынок коммерческих услуг, который мог быть достигнут, так или иначе исчерпан компаниями-потребителями и в целом сегмент аэрофотомониторинга тоже исчерпывает себя с точки зрения насыщения как летными средствами, так и исполнителями.
"Такие мегапроекты, как построение логистической цепи, доставки и наземной доставки, - большая задача, которая может быть решена при больших инвестициях. Логичнее было бы сказать, что в это должен инвестировать бизнес, но зачастую компании, которые являются операторами, и логистические компании не хотят вкладываться в развитие инфраструктуры, а хотят пользоваться сервисами, понятными для них тарифными сетками. А для того чтобы какую-то инфраструктуру создать и достичь необходимой тарифной сетки для операторов логистики, нужно очень сильно постараться, развить технологии и доступность услуг на таком уровне, чтобы это было безопасно и недорого. С точки зрения средств - это достаточно наукоемкие и дорогие технологии, на развитие которых нужны миллиарды рублей, я бы сказал, даже десятки, может быть, сотни. Перспективы российского рынка большие. Особенно с точки зрения логистики, потому что территория страны большая и есть много труднодоступных территорий. Точки роста: логистика, городская аэромобильность и сельское хозяйство", - прокомментировал Николай Ряшин.
Вице-президент, исполнительный директор кластера передовых производственных технологий Фонда "Сколково" Алексей Беляков уверен, что нацпрограмма должна быть очень крупной, поскольку развитие БАС подразумевает решение комплексных задач на стыке различных проблематик и дисциплин.
"Это и двигателестроение, и непосредственно разработка беспилотных летательных аппаратов. Очень важный момент связан с разработкой полезной нагрузки, поскольку вопрос заключается в том, какой именно сервис эти беспилотники будут оказывать. Поэтому речь пойдет о проблемах, которые находятся на стыке и микроэлектроники, и двигателей, и новых материалов, и ИТ-систем. Потребуются решения задач во всех этих направлениях и консолидация работы, в том числе и усилий институтов развития. Перспективы российского рынка безусловно высокие - это связано с особенностью нашей страны: большие расстояния, большое количество удаленных малонаселенных районов. Другое дело, что коммерчески востребованными и устойчивыми могут быть не все направления. Среди наиболее интересных выделил бы прежде всего сельское хозяйство. Речь идет как о мониторинге сельскохозяйственных активов, так и, например, о внесении удобрений. Второе направление - безопасность и мониторинг протяженных объектов. Это и трубопроводы, и линии электропередачи, и леса, и какие-то выделенные территории, которые надо охранять. Третье направление связано с доставкой грузов. Барьер - обеспечение безопасности полетов, поскольку доставка наиболее востребована в многолюдных местах. Для его преодоления совместно с правительством Москвы мы создали Центр управления городской аэромобильности, где в пилотном режиме испытываем различные сценарии применения БАС", - рассказал Алексей Беляков.
Юлия Мельникова