Несколько российских клиентов сайта знакомств eDarling (юрлицо - немецкая Affinitas GmbH) пожаловались на этот сервис в ФАС. Они недовольны, что представители портала пытаются истребовать с них деньги за продление платного аккаунта через коллекторское агентство.
- В прошлом году я зарегистрировалась на сайте eDarling, - рассказывает “Известиям” пользователь сайта Алиса Белоусова, написавшая письмо в ФАС. - Они позиционируют себя как элитные знакомства, регистрация на год стоила около 2500 руб. Метод оплаты - кредитная карта. Я подумала: раз сайт платный, значит должны быть приличные люди, заполнила анкету, оплатила.
После этого, по словам Белоусовой, работа с сервисом показась ей не вполне удобной. Так ни с кем и не пообщавшись, она покинула сайт и больше на него не возвращалась.
- Два месяца назад мне на "электронку" приходило письмо, что срок оплаты истек, нужно его продлить или удалить аккаунт. Я не обратила внимания, забыла про все это, - говорит Белоусова.
Через неделю сайт eDarling прислал письмо, в котором уведомил ее о возникшем долге.
Оказалось, в пользовательском соглашении, которое клиенты обычно не читают, было сказано, что отказ от платного аккаунта является действительным только в том случае, если он четко изъявлен в письменной форме. При этом письменное заявление о расторжении договора должно быть направлено на специальную электронную почту.
Журналист “Известий” пообщался с порядка 10 пользователями, не прочитавшими пользовательское заявление и попавшими в подобную ситуацию. Если клиент не написал заявление об отказе от платного аккаунта, eDarling пытается снять деньги с пластиковой карты за очередной срок подписки.
- У меня не было денег на карте, и автоматического списания не получилось. В других сервисах, если не платишь, просто отказывают в услуге. Однако мне позвонили и потребовали заплатить, сообщив, что отказаться уже поздно, - сетует посетительница сайта eDarling Юлия (фамилию просила не указывать).
Некоторые пользователи, у которых средства на карточке были, увидев непонятное списание денег с карты, звонили в банк и отменяли проведенную без их ведома транзакцию. Через какое-то время они тоже получили письмо от сайта знакомствс информацией о долге. Те, кто его проигнорировали, позже начали получать письма от коллекторской компании.
Так, Алиса Белоусова получила e-mail следующего содержания: “Настоящим уведомляем Вас, что Ваша задолженность в размере 3210 руб. (задолженность 2280 руб., расходы по сбору задолженности: 930 руб.), образовавшаяся в результате неисполнения Вами обязательств по оплате Премиум подписки на eDarling.ru, не была погашена в указанные сроки, в связи с чем сумма Вашей просроченной задолженности возросла (в счет увеличения издержек). Настоятельно просим Вас исполнить взятые обязательства и незамедлительно погасить просроченную задолженность. В противном случае предусматривается значительное увеличение суммы взыскания в счет издержек по сбору задолженности и судебных издержек, а также привлечение Вас к ответственности”.
Пользователи рассказали, что представители коллекторской компании пишут им не только e-mail'ы, но и сообщения в социальной сети, а также звонят по телефону.
- Я сначала перепугалась и хотела заплатить, но зашла в интернет и почитала отзывы. Оказалось, что нас таких много, - говорит одна из пользователей eDarling Ольга (фамилию попросила не указывать).
Алиса Белоусова создала в социальной сети “ВКонтакте” группу “eDarling.ru Мы против!”. В нее уже вступило порядка 20 человек. Кроме того, по словам создателя, некоторые люди не хотят "светиться" и не вступают в группу, а пишут ей личные сообщения.
В своем письме в ФАС Белоусова заявила, что в действиях сайта eDarling содержатся признаки нарушения п. 1 ч. 4 ст. 11 федерального закона «О защите конкуренции» (запрещает навязывать клиенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора) и попросила провести проверку.
В пресс-службе ФАС сообщили, что обращение пока не получали. В автоматическом ответе на e-mail в ФАС говорится, что письмо будет зарегистрировано в течение трех дней. Представители eDarling запрос “Известий” оставили без ответа.
- Автопродление договора, при всей внешней законности может быть оспорено по российскому законодательству. А мифические расходы по сбору задолженности незаконны и ничем не подтверждены, - отмечает начальник юридического отдела Координационного центра национального домена сети интернет Сергей Копылов. - Кроме того сайтом владеет зарубежная компания. Договор заключен с иностранным юрлицом, с разрешением споров в иностранном суде. Решение такого суда должно быть подтверждено российским судом. Так что причем здесь российские коллекторы - неясно.
По словам главы премиального сервиса знакомств Teamo Андрея Бурина, подписка пользователей с автопродлением - это нормальная практика. Другой разговор, как поступить в случае задолженности.
- Если с нашего пользователя спишут деньги за автопродление, а он позвонит нам в службу поддержки и скажет, что не пользовался, то деньги ему вернут, - рассказывает Бурин. - Методы eDarling кажутся дикими. Но все же пользовательское соглашение надо читать.
По данным статистики Similarweb, ежедневная посещаемость eDarling.ru составляет 14,5 тыс человек. Среднее время, проведенное пользователем на сайте, - 11 минут.
Российские антимонопольные органы в прошом передавали в суд дела о неправомерном продлении подписки. В марте 2012 года ростовское УФАС России возбудило в отношении оператора сотовой связи ОАО «Мобильные ТелеСистемы» и провайдера платного контента ООО «Плейфон». По мнению, антимонопольного органа, клиентам МТС был подключена платная услуга без их согласия. Абонентам приходили SMS-сообщения о подключении им подписки на персональный гороскоп от сайта orakul.mobi за 20 рублей в неделю.
В ростовском УФАС России “Известиям” сообщили, что по результатам проверки в ноябре 2012 года компании МТС и “Плейфон” были оштрафованы на 100 тыс. каждая. “Плейфон” попыталась обжаловать решение в суде, но дело проиграла.
Владимир Зыков