"Вопрос уже согласован с куратором единого портала - Минкомсвязи, - заявил "Известиям" статс-секретарь – замминистра экономического развития Олег Фомичев. - Согласно новой концепции, на портале можно будет получить только около 20 наиболее популярных услуг, о прочих можно получить исчерпывающую информацию".
По словам чиновника, ведомства пришли к выводу, что перевести к 2014 г. все федеральные, региональные и муниципальные услуги в электронный вид невозможно. "Несмотря на громадное количество представленных услуг на портале, работающая кнопка "получить услугу" есть только у 250 федеральных услуг, - пояснил замминистра. – По региональным и муниципальным услугам ситуация еще хуже".
На его взгляд, причина этого – слабое межведомственное взаимодействие. Кроме того, многие из работающих сервисов не пользуются спросом, но деньги на них все равно выделяются.
"Для реализации многих услуг требуется согласованное действие двух и более ведомств, - говорит Фомичев. - Каждое из них отчитывается, что работа проведена, но в итоге услуга не оказывается. На некоторые услуги поступает не более двух–трех заявок в год. Между тем затраты на них бюджет несет такие же, как и на популярные".
По информации замглавы Минэкономразвития, 20 услуг на портале удовлетворяют 80% запросов пользователей. Идея обновленной концепции – оставить примерно два десятка работающих сервисов, добавляя новые лишь при наличии спроса и после тщательного тестирования. Какие конкретно услуги останутся на портале, Фомичев не уточнил.
Директор Департамента внешних коммуникаций Минкомсвязи Екатерина Осадчая уточнила репортеру ComNews, что ограничения в 20 госуслуг никто не ставил. "Их действительно будет меньше, но не 20. 20 – это самые основные, популярные и социально значимые", - сказала она.
Представитель Минкомсвязи подтвердила, что ведомство принимало участие в выработке концепции. По ее словам, документ касается не только единого портала госуслуг, но и всего электронного правительства и может быть утвержден на следующем заседании правительственной комиссии. Конкретную дату Осадчая назвать затруднилась, напомнив, что заседания, как правило, проходят шесть раз в год.
Предложения двух министерств идут вразрез с основополагающими документами отрасли, утверждает бывший замминистра связи Илья Массух, стоявший у истоков портала госуслуг. "Если кто-то из нынешней власти хочет меньше работать, необходимо сначала изменить стратегию информационного общества, госпрограмму "Информационное общество" и последовавшие за ними указы президента", - заявил он.
По мнению экс-чиновника, во время перевода госуслуг в электронную форму процессы внутри ведомств становились более оптимальными. В докладе Владимиру Путину, тогда возглавлявшему правительство, бывший министр экономического развития Эльвира Набиуллина отметила, что при переходе на межведомственное взаимодействие более 300 справок разных ведомств оказались невостребованными.
"Если оставить 20 услуг, это приведет к тому, что тысяч других просто не станет, - полагает Массух. – За граждан кто-то выберет, какие услуги являются приоритетными. Например, я часто пользуюсь услугой получения разрешения вывоза оружия за рубеж – на охоту в Белоруссию. Сейчас это стало занимать 10 минут против двух дней стояния в очереди раньше. Почему-то уверен, что эта услуга не попадет в список самых популярных".
В то же время Екатерина Осадчая на вопрос о том, означает ли инициатива министерств неудачу первоначальной концепции электронного правительства, ответила отрицательно. "Никто об этом не говорит", - подчеркнула она.
ОАО "Ростелеком" – оператор электронного правительства – не стало комментировать замысел регуляторов. Его пресс-служба ограничилась напоминанием, что компания продолжает оказывать услуги в объеме, предусмотренном контрактом с Минкомсвязи. Сейчас оператор также готовит предложения по улучшению дизайна и функционала портала.
Портал госуслуг начал работу 15 декабря 2009 г. В начале запуска на нем была размещена информация о более чем 100 федеральных и 250 региональных госуслугах. Потом их количество увеличилось до более чем 34 тыс.: 945 федеральных, свыше 11 тыс. региональных и 21 тыс. муниципальных.
Как следует из программы "Электронная Россия (2002-2010 гг.)", к концу 2010 г. на разработку портала, а также внедрение межведомственного электронного взаимодействия было потрачено свыше 20 млрд руб. В действующей программе "Информационное общество (2011–2020 гг.)" обозначено, что к концу 2013 г. 98% федеральных и 44% региональных услуг должны оказываться в электронном виде через портал госуслуг.
Даниил Сидоров