В 2016 году "Эльдорадо" намерена открыть 50 новых магазинов, такое же количество запланировано в этом году, сообщил "Ъ" гендиректор сети Ондржей Фридрих. За восемь месяцев этого года ритейлер уже открыл 20 объектов. По словам господина Фридриха, достижение поставленных целей будет зависеть от того, как "Эльдорадо" договорится с владельцами торговой недвижимости относительно арендных ставок и смогут ли девелоперы вовремя ввести в эксплуатацию строящиеся торгцентры. "Их (девелоперов.— "Ъ") ожидания по ставкам не всегда соответствуют текущим рыночным реалиям",— отметил топ-менеджер розничной сети. Он добавил, что сейчас велика доля торгцентров, открытие которых отодвигается на более поздний срок.
В 2014 году "Эльдорадо" открыло всего восемь магазинов и сколько же закрыло. На начало июля этого года ритейлер управлял 384 гипермаркетами. Инвестиции в открытие одного магазина сейчас сократились, так как многие арендаторы передают помещения почти в готовом состоянии, отмечает господин Фридрих, не уточняя конкретных цифр. По оценке гендиректора "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова, затраты в один объект могут составлять 20-30 млн руб. в зависимости от площади магазина и города.
При нынешней конъюнктуре в экономике запуск 50 магазинов в год — одно из худших инвестиционных решений, считает господин Бурмистров. Это, полагает он, демонстрирует, что у сети нет стратегического фокуса на развитии мультиканальной модели продаж, включая интернет-торговлю. За январь--март этого года онлайн-продажи "Эльдорадо", по его собственным оценкам, сократились на 7%, до 3,5 млрд руб. "Из-за роста числа не продуманных до мелочей магазинов могут пострадать финансовые показатели ритейлера",— предупреждает эксперт. Продажи сети в первом квартале этого года снизились на 11,4%, до 25 млрд руб., сопоставимые продажи сократились на 9%, свидетельствует отчетность ритейлера. Чтобы поддержать объем выручки, компания ввела в свой ассортимент наряду с бытовой техникой и электроникой товары для детей и мам, товары для дома, сада и ремонта. Доля новых категорий в онлайн-продажах уже достигла 4%, утверждают в "Эльдорадо".
Сегодня развитие сети происходит в основном на средства, полученные от акционеров в феврале этого года. Тогда чешская PPF Group (летом 20% ритейлера перешло EMMA Group Иржи Шмейца) выделила компании 7,3 млрд руб., чтобы "Эльдорадо" могло нарастить долю на рынке за счет ухода конкурентов. Имея такой бюджет, ритейлер смог купить две сети уровня "Техносилы", отмечает господин Бурмистров. Как сообщала в августе газета РБК, МДМ-банк продает свои 70% "Техносилы" группе БИН семьи Гуцериевых--Шишхановых: тогда эксперты оценили стоимость сети в 3,4 млрд руб. с учетом долга.
Остальные продавцы бытовой техники не готовы брать пример с "Эльдорадо". То же "М.Видео" в январе--июне 2015 года открыло только четыре магазина и закрыло восемь, говорится в отчетности сети. "Техносила" в 2014 году закрыла 33 нерентабельных объекта, сообщил руководитель управления развития и недвижимости компании Роман Семенов. По его словам, ритейлер намерен открывать более компактные магазины (сейчас их площадь от 3 тыс. до 6 тыс. кв. м). В конце 2014 года MediaMarkt также заявила о сокращении площадей своих магазинов с 8 тыс. до 2,2 тыс. кв. м. По прогнозам GfK, в 2015 году в России рынок бытовой техники и электроники сократится на 22% в денежном выражении по сравнению с 2014 годом, когда объем достигал 1,5 трлн руб.
Анастасия Дуленкова