По словам представителей "Комстара", для строительства сетей в Киеве и Одессе нанят системный интегратор "Квазар-Микро", входящий в IT-концерн "Ситроникс". "Мы планируем, что количество клиентских подключений в Киеве и Одессе к сети составит более 125 тыс. к 2011 году,-- заявил "Ъ" президент "Комстара" Сергей Приданцев.-- Это будут в основном корпоративные клиенты, доход от обслуживания которых в разы превышает доход от частных лиц". Он отметил, что "Комстар" планирует развиваться по всей территории Украины: "В первую очередь нас интересуют города-миллионники".
Бюджет строительства не разглашается. "Построение опорной сети в Киеве и Одессе может стоить около $3 млн,-- рассказал "Ъ" специалист, знакомый с особенностями строительства сетей связи на Украине.-- Инфраструктура доступа к конечным абонентам может обойтись в $14 млн". В компании считают, что планируемый доход с одной корпоративной сети или владельца элитного жилья может быть в три-четыре выше, чем у розничных пользователей. Сейчас квартирные абоненты на Украине платят за услуги широкополосного доступа и телефонии около $10 в месяц. Таким образом, "Комстар" рассчитывает получать ежемесячно с одного абонента $30-40. Соответственно, выручка компании, обслуживающей 125 тыс. пользователей, может составить $45-60 млн в год.
По оценкам iKS-Consulting, по итогам прошлого года объем украинского рынка бизнес-связи составил около $850 млн (доход от обслуживания 2 млн абонентских линий). Чуть более 75% этой выручки пришлось на долю "большой четверки" альтернативных операторов -- "Дата Групп", "Голден Телеком Украина", национального оператора "Укртелеком" и группы "Фарлеп-Оптима", которой владеют структуры предпринимателя Рината Ахметова. Ежегодные темпы роста "альтернативного" рынка на Украине -- 30-40% (для сравнения: темпы роста рынка бизнес-связи в России 20-30% в год).
На Украине "Комстар" реализует ту же стратегию, что и в регионах России. В ноябре прошлого года Сергей Приданцев объявил, что за пределами Москвы компания будет развиваться в сегменте услуг для корпоративных клиентов. Инвестировав к 2011 году $120 млн, "Комстар" планирует занять 25% рынка бизнес-связи России. Пока "Комстар" в основном занимается скупкой российских региональных операторов.
Масштабное сетевое строительство на Украине во многом вынужденная мера для компании: попытки купить активы на Украине закончились для "Комстара" неудачно. В 2004-2005 годах оператор пытался приобрести второго по величине украинского оператора бизнес-связи "Фарлеп". Но сделка не состоялась: Ринат Ахметов предложил за "Фарлеп" большую, чем "Комстар", сумму. В 2006 году "Комстар" приобрел в Киеве двух крохотных провайдеров -- DGTel и "Технологические системы". Однако приобретение мало повлияло на его украинский бизнес: "Комстар" до сих пор не входит в десятку крупнейших альтернативных операторов страны.
Управляющий партнер iKS-Consulting Татьяна Толмачева считает, что "Комстару" целесообразнее было бы идти на розничный, а не корпоративный рынок Украины, как это делает основной российский конкурент компании "Голден Телеком". "Розничный рынок на Украине менее конкурентен, к тому же растет быстрее других сегментов, на 43% в год",-- отмечает она. В то же время госпожа Толмачева считает, что создание собственной сети и обкатка технологий обслуживания на украинских корпоративных абонентах -- необходимый этап в развитии компании: "Без инфраструктуры и опыта продаж развиваться на массовом рынке компании было бы сложно",
"Судя по планируемым доходам -- $30-40 с абонента, "Комстар" ориентируется в первую очередь на элитное жилье,-- отмечает генеральный директор "Корбины Телеком" Александр Малис.-- Получается, что компании придется подключить около 6 тыс. элитных многоквартирных домов в Одессе и Киеве. Сделать это будет непросто -- такое количество высокодоходных домашних пользователей и небольших корпоративных клиентов очень сложно будет найти даже в Москве".
Валерий Кодачигов