Как рассказали в пресс-службе ФАС, речь идет о рекламе "Почта Банка", распространявшейся в январе-октябре 2017 г. на федеральных телеканалах. Условия кредита, влияющие на его стоимость и возможность получения, были размещены банком в нижней части ролика невоспринимаемым шрифтом. "С претензией к рекламе банка в ФАС России обратился гражданин", - указали в пресс-службе ФАС.
Комиссия ФАС признала рекламу финансовых услуг (кредита) банка "...Кредит наличными 12,9%" ненадлежащей и нарушающей закон "О рекламе", поскольку в ней отсутствовала информация обо всех условиях, влияющих на стоимость кредита для заемщика.
"Как показал анализ ролика, привлекательная для потребителя информация о величине процентной ставки по кредиту 12,9% годовых сообщается в нем крупным шрифтом.
При этом сноски, которые сообщают об иных условиях, влияющих на стоимость кредита и возможность его получения, размещены в нижней части ролика. Однако форма и время размещения текста сноски не позволяют потребителям воспринять этот текст в отличие от информации о процентной ставке по кредиту. Соответственно, потребитель не получает всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях кредита, влияющих и определяющих его стоимость", - проинформировали в пресс-службе ФАС.
"Почта Банк", как уведомили в ведомстве, был привлечен к административной ответственности. Ему было выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Не согласившись с решением ФАС России в части назначения штрафа в размере 300 тысяч рублей, организация обратилась в суд. Однако Арбитражный суд г. Москвы отказал банку в удовлетворении заявленных требований, поддержав решение ФАС в полном объеме.
В пресс-службе ФАС в разговоре с корреспондентом ComNews также отметили, что отсутствие в рекламе всех условий оказания финансовых услуг при указании хотя бы одного условия, определяющего стоимость услуги для потребителя, - довольно частое нарушение в рекламе финансовых услуг. "Так, в целом нарушения в рекламе финансовых услуг (в том числе и указанное нарушение) составили в 2017 г. 15,74% от всех выявленных нарушений (в 2016 г. данные нарушения составили 14,03% всех нарушений)", - добавили в пресс-службе ФАС.
В ведомстве также указали, что его позиция по такого рода нарушениям сформирована давно, и антимонопольные органы отстаивают такую позицию в судах различных инстанций, в том числе в кассационной инстанции.
В пресс-службе "Почта Банка" корреспонденту ComNews сообщили, что 7 августа текущего года банк подал кассационную жалобу в суд. "Следующее судебное заседание назначено на 5 сентября этого года", - проинформировали в пресс-службе "Почта Банка". При этом в банке указали, что его позиция относительно поднятого в отношении него вопроса следующая: "Из рекламного ролика усматривается, что условия кредита "Первый Почтовый 12,9%" и кредита "Первый Почтовый" воспроизводятся одновременно и выполнены одним хорошо читаемым шрифтом – строчными буквами с применением заглавных букв, а также зрительно разделены на самостоятельные блоки и содержат все существенные условия, определяющие фактическую стоимость кредитов для заемщиков и влияющие на нее. При этом условия кредитов не являются объемными и содержат лишь существенную информацию по ним – суммы, сроки, ставки. Помимо того, в период демонстрации условий отсутствуют какие-либо иные надписи, в том числе выполненные более крупным шрифтом, что отвлекало бы внимание зрителя от прочтения сноски".
В пресс-службе "Почта Банка" также заметили, что закон "О рекламе" не содержит указания о том, что не допускается использование в рекламе текста, выполненного строчными буквами с применением заглавных букв. "Кроме того, указанные условия кредитов, приведенные в сноске, во время рекламы демонстрируются ранее и отдельно от надписи "12,9%…кредит… наличными", в результате чего потребитель рекламы зрительно не отвлекается от прочтения всех существенных условий кредитов – суммы, срока, ставки", - обратили внимание в "Почта Банке".
Председатель общественной организации по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" Олег Павлов в разговоре с корреспондентом ComNews заметил, что финансовые организации - одни из самых злостных нарушителей закона "О рекламе". "Основной их прием - использование в рекламных сюжетах мелкого шрифта, который не воспринимается потребителями и с помощью которого скрываются существенные условия (например, о размере реальной процентной ставки по кредиту или фактическом размере доходов по депозиту). В последнее время также набирает популярность реклама кредитных карт с льготным периодом погашения, как карт рассрочки. И у потребителей формируется ложное представление об отсутствии по таким картам штрафов, пени или возможности испортить себе кредитную историю", - рассказал Олег Павлов.
При этом, по его словам, следует заметить, что ФАС уже неоднократно высказывалась о недопустимости подобной практики. "Однако, в силу ограниченности ресурсов антимонопольной службы, большинство нарушений остаются безнаказанными", - указал Олег Павлов.
Вместе с тем, сократить число нарушений, по его мнению, могут две ключевые меры: запрет на использование в рекламе мелкого шрифта и кратное увеличение размера штрафов за второе и последующие нарушения, допущенные одной и той же финансовой организацией при рекламе своих услуг и продуктов.
Влада Сюткина