Старт "Протона" с разгонным блоком "Бриз-М" и спутником MexSat-1 был намечен на 29 апреля с 200-й площадки космодрома Байконур, но по просьбе изготовителя, американской компании Boeing (изготовитель аппарата), запуск отложили: специалисты перепроверяли бортовую аппаратуру спутника. Аппарат должен был обеспечить мобильной и фиксированной связью и Мексику, и центральную часть Южной Америки как минимум на 15 лет.
Новой датой было определено 16 мая. В этот день ракета штатно ушла со стартового стола в 8:47 по московскому времени, отделение разгонного блока со спутником должно было состояться ровно через десять минут. Однако на 497-й секунде полета во время работы двигателей третьей ступени "Протона" неожиданно пропала телеметрия, силовая установка отключилась, а связка из разгонника и космического аппарата начала неконтролируемо вращаться. Под завязку заправленный гептилом "Бриз-М" взорвался при входе в плотные слои, превратив мексиканский аппарат в тысячи мелких обломков. До Земли ничего не долетело.
Об инциденте были сразу же проинформированы Владимир Путин и Дмитрий Медведев, распорядившийся создать комиссию по расследованию аварии "Протона"; в нее вошли представители Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) имени Хруничева (разработчик ракеты), Минобороны, коллегии Военно-промышленной комиссии. Возглавил ее руководитель Роскосмоса Игорь Комаров.
Как рассказал высокопоставленный источник "Ъ" в космическом агентстве, уже вчера члены комиссии ознакомились с результатами расшифровки полученной экспресс-телеметрии.
По его словам, неполадка крылась в двигательном блоке третьей ступени РД-0212 (состоит из основного двигателя РД-0213 и рулевого четырехкамерного двигателя РД-0214.— "Ъ"), разработанном в Воронежском конструкторском бюро химавтоматики: "Могло произойти механическое разрушение подшипника турбонасосного агрегата в одном из рулевых двигателей". По его словам, более ясная картина появится уже в ближайшие дни, когда комиссия изучит всю имеющуюся телеметрию. Напомним, что 16 мая 2014 года из-за аналогичной неполадки был потерян российский телекоммуникационный спутник "Экспресс-АМ4R".
Финансовые потери от аварии министр связи и транспорта Мексики Херардо Руис Эспарса оценил в $390 млн (создание аппарата и его запуск). Страховщиком выступили американская компания Marsh and McLennan и российский "Согаз". Его представитель Екатерина Двойникова заявила "Ъ", что компания застраховала ответственность при запуске за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, а также окружающей среде на сумму $300 млн: "На эту же сумму застрахована ответственность при управляемом спуске аппарата с орбиты".
Отметим, что в этот раз технология подготовки "Протона" к пуску была изменена: вместо четырех дней, требуемых на транспортировку ракеты до стартового комплекса, на автономные и комплексные испытания систем управления "разгонника" и "Протона", а также на итоговый анализ специалистам выделили 48 часов. По всей видимости, в ГКНПЦ имени Хруничева хотели осуществить старт как можно раньше, чтобы не нарушать подготовку к следующим пускам. Теперь эксплуатация "Протонов" приостановлена до окончания работы комиссии: если выяснится, что причина аварии носит не единичный характер, то вся последняя партия данных ракет отправится на переборку. График запусков также придется корректировать: запланированные на июнь старты "Протонов" с аппаратами связи Inmarsat 5F3 и Turksat будут перенесены как минимум на месяц. До этого, по сведениям "Ъ", Роскосмос попытается запустить российский аппарат связи "Экспресс-АМ8"; он должен был улететь еще 6 апреля, но старт был перенесен из-за того, что в третьей ступени "Протона" была обнаружена металлическая пыль. Мексика же восполнит потерю аппарата при помощи спутника связи Morelos-3, который в течение ближайших месяцев планируется запустить с американского космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида).
Ситуация крайне неприятная с точки зрения взаимодействия с инозаказчиками, говорит источник "Ъ" в ГКНПЦ имени Хруничева: "Заключать контракты на коммерческие запуски "Протонов" становится все сложнее, федеральные запуски расходы центра покрыть не в состоянии, а с каждой аварией страховщики все больше накручивают цены на свои услуги". В 2012 году предприятие произвело восемь запусков в интересах других стран, в 2013-м — семь, а в 2014-м — только три.
Иван Сафронов, Татьяна Гришина