"Яндекс.Деньги" начинает выпуск брендированных банковских карт MasterCard, сообщили "Ъ" в компании. По словам представителей платежной системы, карточкой можно будет воспользоваться, делая покупки как в интернете, так и в обычных магазинах. Средства будут списываться со счета в "Яндекс.Деньгах". Эмитентом выступает партнер платежной системы — банк "Тинькофф Кредитные системы" (ТКС). "Банк заинтересован в части доходов от трансакций по картам",— отмечает вице-президент ТКС и директор по маркетингу Олег Анисимов, не раскрывая детали партнерства. В компании уточняют, что карта будет дебетовой и клиентского овердрафта по ней не предусмотрено.
"До сих пор "Яндекс.Деньги" работали только с онлайн-платежами и получали определенный процент с магазинов и сайтов, подключенных к сервису,— говорит пресс-секретарь компании "Яндекс.Деньги" Ася Мелкумова.— Карта — это возможность собирать комиссию с любого магазина в офлайне, где принимают MasterCard". Для пользователей обслуживание и выпуск карт (выдаются на три года) бесплатные, а платежи будут осуществляться без комиссии. "Единственное — мы берем комиссию, если владелец снимает деньги в банкомате",— уточняет госпожа Мелкумова.
"Яндекс.Деньги" — крупнейшая электронная платежная система в рунете. К началу 2012 года в системе зарегистрировано более 9 млн счетов. Каждый день открывается более 9 тыс. новых счетов и проводится более 100 тыс. платежей за различные товары и услуги. Оплату "Яндекс.Деньгами" принимают более 3,5 тыс. интернет-магазинов. В 2011 году выручка компании составила 383 млн руб. (без учета платежей за размещение рекламы в системе "Яндекс.Директ"). По оценкам ассоциации "Электронные деньги" (АЭД), общий объем пополнения электронных кошельков в 2011 году составил 125 млрд руб.
Председатель АЭД Виктор Достов считает, что проект будет востребован пользователями. "Деньги становятся "облачными": уже не важно, где они лежат — в электронном кошельке, на кредитной карте или на абонентском счете телефона,— рассуждает господин Достов.— Нет необходимости распределять деньги по носителям". Комиссия, которую будут платить "Яндекс.Деньгам" офлайновые магазины, может колебаться в пределах 1-3%, полагает он. С ним согласен председатель совета директоров компании QIWI Борис Ким, считающий выпуск "Яндекс.Деньгами" собственных банковских карт удачным примером конвергенции различных платежных инструментов.
Похожие проекты уже реализовывали сотовые операторы. Например, в феврале 2011 года "Вымпелком" в партнерстве с Альфа-банком начал выпуск виртуальных и пластиковых банковских карт, привязанных к счету мобильного телефона абонента. В декабре "МегаФон" и компания Visa объявили о выпуске виртуальной предоплаченной "Онлайн-карты МегаФон — Visa", также привязанной к счету мобильного телефона.
Господин Ким настаивает, что первый настоящий продукт перевода электронных денег в офлайн был представлен в ноябре прошлого года QIWI-кошельком. Пластиковые карты QIWI Visa эмитируются QIWI-банком, на сегодняшний день таких карт выпущено около 50 тыс.
Сами "Яндекс.Деньги" рассматривают возможность покупки банка, продажи ему доли в своем капитале или получение лицензии небанковской кредитной организации. Впрочем, в компании подчеркивают, что к переговорам по этому вопросу партнерство с ТКС не имеет никакого отношения.
Роман Рожков