"Яндекс" впервые запустил поиск в стране (yandex.com.tr), в которой "вообще не говорят по-русски", заявил вчера гендиректор компании Аркадий Волож. Здесь хорошо развит интернет (около 35 млн пользователей), есть много контента на местном языке, а число пользователей растет примерно на 50%.
В офисе "Яндекса" в Стамбуле будет работать несколько десятков человек — аналитики, менеджеры, переводчики, директором по продуктам турецкого офиса стал Алишер Хасанов, который в 2008 году занимал должность менеджера коммуникационных проектов видеохостинга Rutube, а в 2009-2010 годах был руководителем отдела анализа и проектирования продуктов в Rambler.
Выручка "Яндекса" за шесть месяцев 2011 года составила 8,43 млрд руб., чистая прибыль — 1,12 млрд руб. Основателям "Яндекса" — Аркадию Воложу и Илье Сегаловичу — принадлежат 19,77% и 4,15% голосующих акций, фонду Baring Vostok Capital Partners — 25,97%. В конце мая "Яндекс" провел IPO на NASDAQ, вся компания была оценена в $8 млрд и привлекла $1,3 млрд. Капитализация вчера на 21:00 мск — $9,27 млрд.
Единственным конкурентом "Яндекса" в Турции является Google, доля которого на местном рынке оценивается маркетинговой компанией MVG Global в 98,84% (еще 0,94% приходится на поисковик Bing, принадлежащий Microsoft). По данным comScore, в июле на поиск Google в Турции приходилось 3,761 млрд поисковых запросов, Microsoft — 21 млн. В пятерку также входят Ask.com — 9 млн, Yahoo — 6 млн, MyNet.com — 2 млн.
В "Яндексе" отмечают, что это первый опыт компании на зарубежных рынках, если не считать СНГ (Украина, Белоруссия, Казахстан). Пока "Яндекс" не планирует становиться рекламной площадкой в этой стране. "Для того чтобы продавать контекстную рекламу, нужно иметь долю на рынке хотя бы 10%, а до этого показателя нам еще далеко",— отмечает господин Волож.
Источник, близкий к "Яндексу", говорит, что следующей страной, куда придет "Яндекс", станет Польша. "Там уже есть люди, которые занимаются исследованием местного рынка, а также рынков Болгарии и Румынии. Решение о запуске в Польше во многом будет зависеть от успехов турецкого проекта",— говорит собеседник "Ъ". Аркадий Волож это не комментирует.
По мнению гендиректора компании "Ашманов и партнеры" Игоря Ашманова, "Яндекс" мог вложить в разработку и запуск турецкой версии поисковика $0,8-1 млн. Чтобы занять на турецком рынке значимую долю, "Яндексу", скорее всего, придется потратить еще около $2-3 млн в течение ближайших двух лет. От того, как быстро поисковик сможет нарастить свою долю, зависят и перспективы его монетизации, добавляет аналитик "Тройки Диалог" Анна Лепетухина. Хорошим для "Яндекса" результатом можно будет считать долю 20-25% на турецком рынке поиска, считает она. С такой долей поисковик сможет рассчитывать на 10-15% рынка турецкой интернет-рекламы, объем которого, по оценкам ZenithOptimedia, составил в прошлом году около $160 млн. Впрочем, выход на турецкий рынок нужен "Яндексу" не для того, чтобы получить быструю финансовую отдачу, уверен Игорь Ашманов. "Выход на зарубежные рынки — это стратегический шаг. "Яндексу" нельзя оставаться только российским поисковиком, иначе Google рано или поздно его раздавит",— считает он.
Несмотря на то что Google безусловный лидер поиска в Турции, его существование в этой стране не безоблачно. В 2007 году местные власти заблокировали доступ к принадлежащему Google видеохостингу YouTube из-за того, что пользователи сервиса неоднократно размещали видеоролики, как посчитали в Турции, оскорбляющие память национального лидера Кемаля Ататюрка (запрет был снят лишь в 2010 году).
Александр Малахов, Павел Белавин