Новая платформа "Яндекса" "Калининград" позволяет персонализировать поисковую выдачу для каждого отдельного пользователя, рассказали вчера представители компании. Изучив предыдущие запросы пользователя, поисковик сможет показать интересующий его результат на первом месте. "Яндекс" пытается понять, что интересует пользователя, анализируя его поисковое поведение — о чем человек спрашивает, на какие сайты переходит, нужны ли ему ответы на английском, говорится в официальном сообщении компании. Эти сведения учитываются при выборе подсказок и формировании результатов поиска.
Например, футбольному фанату "Яндекс" добавляет в подсказки запросы, которые часто задают болельщики. А любителю смотреть фильмы в сети ищет ответы на сайтах с возможностью онлайн-просмотра. Таким образом, качество поиска для конкретного человека резко возрастает. Технология уже в полной мере работает в России, на Украине, в Белоруссии и Казахстане, но в Турции, где статистика запросов еще недостаточно велика, она функционирует в тестовом режиме, говорит менеджер проектов "Яндекса" Денис Рогачевский.
По данным "Яндекса", персональный поиск работает в среднем для 75-80% запросов пользователя (в целом это 114 млн запросов в день), а кликабельность первого персонального ответа на треть выше, чем обычного. При этом персональный поиск экономит пользователю 14% того времени, которое он обычно тратит на поиск (или около 8 минут), оценивают в "Яндексе". Всего в ходе разработки технологии специалисты протестировали десять различных формул персонализации результатов на 50 млн пользователей.
Понять намерения пользователя при поиске можно только с помощью создания искусственного интеллекта, "Яндекс" же использует статистику запросов и поведение пользователя, что позволяет ему только чуть-чуть продвинуться в решении этой задачи, скептически оценивает нововведение "Яндекса" основатель и гендиректор поисковой системы Quintura Яков Садчиков.
Новая платформа "Яндекса" повлияет на российский рынок SEO (search engine optimization, поисковая оптимизация), считает основатель Liveinternet Герман Клименко. Сообщество оптимизаторов условно делится на две категории — на тех, кто покупает ссылки, и на тех, кто пишет тексты. "Яндекс" же с помощью "Калининграда" выступает за то, чтобы оптимизаторы и владельцы сайтов тратили деньги не на закупку ссылок, а на улучшение контента и авторские материалы, объясняет он. ""Яндекс" борется с SEO-конторами, которые продвигают сайты по позициям. Их можно победить персонализированным поиском, когда для каждого клиента есть своя выдача,— продолжает господин Клименко.— Таким образом, у SEO-специалистов, которые занимаются именно текстовой оптимизацией, появляется серьезное конкурентное преимущество перед теми, кто закупает ссылки. Трафик с "Яндекса" будет получать тот сайт, у которого лучше контент (например, описание iPhone или другого гаджета), а не тот, на который скупили больше ссылок".
Роман Рожков