«Мы считаем, что теряем около 10% от суммы продаж физических носителей. Но в денежном виде я, к сожалению, не смогу это выразить. Думаю, что отечественная индустрия в целом теряет не менее 30 миллионов долларов», - заявил генеральный директор ООО «Стереокиллер» (дочерняя компания ООО «Стиль Рекордс») Сергей Бобза. С ним соглашается председатель Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Андрей Князев: «Думаю, что суммы потерь исчисляются миллионами долларов США, но настоящая борьба должна вестись, прежде всего, экономическими методами, а не карательными и запрещающими. Всех нарушителей невозможно отследить».
Г-н Князев также отметил, что проект четвертой части Гражданского кодекса несет риски не столько для пиратов, сколько для авторов музыки: «Новый Проект предлагает две формы договора о передаче авторских прав. Основной договор отчуждения является наиболее опасным нововведением для авторов. Заключение договора отчуждения означает изъятие у автора прав в полном объеме и навсегда. До сих пор законодательство защищало от подобного захвата “авторских прав”, требуя прописывать в договоре конкретные виды прав, сроки, территорию использования, теперь все эти требования сохранены только для “лицензионных договоров”. В связи с нововведением достаточно будет указать в договоре, что права “отчуждаются”, как автор тут же лишится всех прав, к тому же юридическая техника позволяет обойтись без непосредственного использования указания на “отчуждение” в самом тексте договора, достаточно будет обойтись ссылкой на соответствующую статью».
При этом мр3-пиратство имеет все шансы увеличить свои обороты, следуя за растущими продажами цифровой музыки. «Полагаю, уже очевиден тренд: «массовая» музыка становится преимущественно цифровой, а CD выпускаются в «дорогом», подарочном варианте - как красивая книга, к примеру. Красивый cover art - продукт для ценителей, спрос на него есть и еще долго будет», - отмечает генеральный директор компании «Саундкей» Соня Соколова. При этом участники организованной «ФИНАМом» конференции согласились, что до тех пор, пока пользователь будет иметь возможность получать бесплатную музыку, он будет отдавать предпочтение именно ей. Тем более что легальная продукция сейчас стоит достаточно дорого: «Если на пиратских ресурсах трек стоит 0,15-0,2 цента, то на легальных отечественных сайтах - 0,3-0,5 цента, а на зарубежных ресурсах около $1», - обратила внимание директор Центра инвестиций в высокие технологии ИК «ФИНАМ» Элина Юрина.
В этих условиях наиболее эффективным способом борьбы с пиратством становится экономический. «Правообладателям надо снижать цены. Искать новые взаимовыгодные с потребителем формы распространения контента. Открывать легальные обменники и т.п.», - считает г-н Князев. «Провайдерам становится выгоднее закрывать локальные сети, размещать у себя легальную музыку и делить прибыль с продаж с агрегаторами, нежели подвергаться судебному преследованию со стороны правообладателей. Правообладатели уже начали поставлять на рынок качественный контент. Легальные дистрибьюторы постепенно снизят стоимость своих файлов. Одновременно пиратским сервисам будут постепенно перекрываться каналы получения денег. Все это в совокупности позволит развиться новому легальному рынку», - прогнозирует г-жа Соколова. А г-н Бобза считает, что со временем бремя расходов постепенно будет перекладываться на рекламодателей, которые в перспективе будут оплачивать покупку музыки массовым пользователем.