Рынок удаленной продажи билетов России, 2008-2015

Компания J’son & Partners Consulting представляет основные результаты анализа российского рынка удаленных продаж авиабилетов и билетов на развлекательные мероприятия через Интернет.

По оценкам J’son & Partners Consulting, в 2009 году через сеть Интернет было продано более 6 млн. авиабилетов (через официальные сайты авиакомпаний) и билетов на развлекательные мероприятия , что на 84% больше чем в 2008 году. Из этого количества более 70% пришлось на авиабилеты .

Увеличение количества проданных на порталах билетов было связано, прежде всего, с ростом проникновения услуг широкополосного доступа к сети Интернет и развитием платежных сервисов.

В 2008 году рынок продаж билетов на развлекательные мероприятия составил более 27 миллиардов рублей. В 2009 году этот показатель незначительно снизился, однако доля билетов оплачиваемых через терминалы, выросла на 18% в денежном выражении и достигла 1,6 миллиарда рублей.
Оборот платежных терминалов за оплату авиабилетов в 2008 и 2009 годах рос, несмотря на кризис и падение пассажиропотоков авиаперевозок.

По оценкам J’son & Partners Consulting, в 2009 году всего около 0,5% (в денежном выражении) авиабилетов оплачивалось с помощью платежных терминалов. В сегменте билетов на развлекательные мероприятия (за исключением билетов в кинотеатры) доля платежей через платежные терминалы также невелика (3,2%). Однако стоит учесть, что через платежные терминалы принимается оплата в пользу только части развлекательных мероприятий и авиаперевозчиков. Их число колеблется у различных платежных систем, через которые работают платежные терминалы, а максимальная сумма ограничена требованиями 115-ФЗ – 15 тысяч рублей. В качестве примера ниже приведены показатели по авиаперевозчикам крупнейшей российской терминальной сети QIWI. Только в 2010 году в денежном выражении объем принятых платежей вырос на 375%, при том что оплата услуг авиаперевозчиков через терминалы QIWI доступна уже 1,5 года.    

Показатели периода 2008-2010 говорят о высокой популярности и удобстве платежей через терминалы,  учитывая тот факт, что даже при неблагоприятной экономической ситуации доля оплат билетов через платежные терминалы росла. Принимая во внимание новизну использования терминалов в качестве инструмента платежа для билетов и узкий перечень билетов, доступных для оплаты в них, данный запрет может негативно сказаться на развитии рынка, его соответствии современным требованиям в использовании актуальных технологий и доступности услуг для населения.
Стоит отметить и рост доверия к платежным терминалам: за 2 года аппараты самообслуживания стали приоритетным для населения России инструментом оплаты повседневных услуг.
 

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Финансы, Web

Ключевые слова: веб-сервис, платежные терминалы, платежные системы, QIWI, электронные услуги