Чтобы представить масштаб холдинга «РЖД», приведем несколько цифр. Эксплуатационная длина железных дорог России составляет 85,3 тысячи км, протяженность электрифицированных линий – 43,3 тысячи км. ОАО «РЖД» обеспечивает 43,2% совокупного грузооборота (с учетом трубопроводного транспорта) и 29% пассажирооборота России. В структуру «РЖД» входит головная компания, разветвленная сеть филиалов (в том числе 16 филиалов – железных дорог), более 120 дочерних и зависимых обществ, а также 11 иностранных представительств. На предприятиях и железных дорогах холдинга «РЖД» работает более одного миллиона человек.
Деятельность холдинга не ограничивается грузовыми и пассажирскими перевозками. ОАО «РЖД» включает в себя услуги инфраструктуры, локомотивной тяги, строительство объектов инфраструктуры, ремонт подвижного состава, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, содержание социальной сферы.
По словам вице-президента по информационным технологиям и развитию системы управления ОАО «РЖД» Алексея Илларионова, управление ИТ-инфраструктурой компании осуществляется несколькими подразделениями. Так, департамент информатизации занимается ИТ-проектами – анализирует потребности компании, определяет приоритеты, формирует бюджет. Проектно-конструкторское бюро по системам автоматизации осуществляет поддержку и занимается развитием автоматизированной системы управления перевозками, также координирует работы по интеграции функционирующих систем в единую автоматизированную систему управления. К слову, компания эксплуатирует много унаследованных систем, возраст некоторых из них – от 30 до 40 лет, а вообще в холдинге используется более 700-т автоматизированных систем. Основное эксплуатационное ИТ-подразделение холдинга – Главный вычислительный центр. Он занимается внедрением и эксплуатацией всех информационных систем, включая мониторинг и проактивную диагностику. В его ведении находится система жизнеобеспечения ЦОДов и парка компьютеров холдинга. ОАО «РЖД» обладает четырьмя собственными ЦОДами. Они располагаются по одному в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и два в Москве. Также одной из функций ГВЦ является поддержка и обучение конечных пользователей АСУ. В ГВЦ работает около десяти тысяч сотрудников.
Вице-президент по информационным технологиям и развитию
системы управления ОАО «РЖД» Алексей Илларионов
В состав холдинга «РЖД» входит дочерняя компания «Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем», которая специализируется на ERP, решениях для управления инфраструктурой, решениях на базе SAP. И это еще не всё. В составе железных дорог компании функционируют службы корпоративной информатизации.
Реорганизация ИТ-инфраструктуры стала следствием изменения модели управления «РЖД». Горизонтально-распределенная модель была заменена на вертикально-интегрированную. Изменились принципы финансового и трудового управления, возросли требования к оперативности предоставляемых данных, в частности, для управления пассажирскими и грузовыми перевозками.
Алексей Илларионов рассказал, что вскоре после образования самого ОАО «РЖД» было принято решение о консолидации информационных ресурсов из региональных информационно-вычислительных центров в центры обработки данных. В четыре ЦОДа были перенесены все автоматизированные системы высокого уровня. При этом локальные системы сейчас продолжают эксплуатироваться региональными информационно-вычислительными центрами, так как их перемещение в ЦОДы нецелесообразно.
В 2008 году ОАО «РЖД» начала подготовку к реорганизации бизнес-процессов. Планировалось объединить в единый процесс финансовую и налоговую отчетность, бухгалтерию, управление активами, ERP-системы.
Так как «РЖД» работает в круглосуточном режиме, требования к ИТ-инфраструктуре – соответствующие: надежность, высокая доступность, производительность. Это повлияло на выбор дополнительных аппаратных платформ для Главного вычислительного центра. Справедливости ради отметим, что вычислительные ресурсы, эксплуатируемые в «РЖД», многочисленны и разнообразны. Двенадцать мейнфреймов составляют первый уровень инфраструктуры, второй уровень – серверы x86-архитектуры Intel.
Инфраструктурные решения Hitachi Data Systems привлекли внимание «РЖД» благодаря своей производительности, функциональным возможностям и цене. Так началось партнерство двух компаний. Компания HDS стала поставщиком оборудования для консолидированной системы управления предприятием. На момент завершения процесса консолидации вычислительная инфраструктура ЦОДов ОАО «РЖД» насчитывала 21 дисковый массив класса Hi-end (Hitachi USPV и Hitachi VSP) с общим полезным объемом массивов уровня Enterprise более 2 Петабайт.
Директор Главного вычислительного центра ОАО «РЖД» Роман Лыков
Директор Главного вычислительного центра ОАО «РЖД» Роман Лыков рассказал, что внедрение в существующей инфраструктуре нового оборудования HDS велось постепенно. В 2008 году проводилась опытная эксплуатация опытных образцов этой техники. Затем, в ходе инфраструктурных ИТ-проектов (консолидация вычислительных ресурсов, виртуализация серверных мощностей, систем хранения данных, локальное и глобальное резервирование) создавалась опорная часть ИТ-инфраструктуры. Сейчас это 25 СХД старшего уровня Hi-End общим объемом более трех петабайт, более 100 систем хранения данных уровня Mid-Range, около 1500 высокопроизводительных Blade серверов, а также необходимые системы администрирования и управления инфраструктурой.
По словам Романа Лыкова, в завершающей стадии находится проект по переводу автоматизированный систем ОАО «РЖД» в виртуальную среду. В качестве платформы для нее используются блейд-серверы Hitachi CB2000 и системы хранения данных Hitachi HUS130. Это решение позволило полностью отказаться от приобретения отдельно стоящих серверов, сократить энергопотребление, снизить эксплуатационные расходы на обслуживание ИТ-инфраструктуры.
В data-центрах ОАО «РЖД» внедрена многоуровневая модель резервного копирования. В качестве хранилища резервных копий первого уровня используется виртуальная ленточная библиотека Hitachi Virtual Tape Library. Это программно-аппаратный комплекс, состоящий из серверов, дискового массива и вспомогательных компонентов.
В настоящее время в «РЖД» осуществляется перевод критически важных автоматизированных систем на платформу Hitachi UCP for SAP HANA. Несколько ранее в холдинге уже было внедрено несколько комплексов SAP HANA, на которые проведена миграция отдельных подсистем блоков управленческой, кадровой отчетности и аналитики. После запуска пилотного проекта для финансистов, был зафиксирован колоссальный рост производительности. Время обработки запросов, в зависимости от их типа уменьшилось в разы, а в некоторых случаях в сотни раз. Так время на операции планирования по видам деятельности сократилось с 842 до 33 минут, по территориям – с 33 до 8 минут. Доступ к базе данных сократился более чем в 300 раз – с 117 секунд до 0,35 секунд. Производительность подсистемы отчетности SAP BW ускорена в пять раз. При этом общий объем хранимой информации сокращен в три раза.
К настоящему моменту на платформе HDS хранятся производственные данные 270 тысяч активных пользователей и информация о более чем 850 тысячах сотрудников ОАО «РЖД». Управление всеми продуктами производства HDS осуществляется с единой консоли Hitachi Command Suite.
Ближайшие планы – миграция на платформу Hitachi UCP for SAP HANA автоматизированной системы по продаже пассажирских билетов – АСУ-Экспресс. На эту же платформу будет переведено еще пять приложений, работающих сейчас на мейнфреймах. Планируется и переход на технологии Cloud.
Генеральный директор Hitachi Data Systems Юрий Скачков
Генеральный директор Hitachi Data Systems Юрий Скачков отметил: «Сегодня результатом нашего сотрудничества с ОАО «РЖД» стало появление единой стратегии по хранению и защите данных компании, в которой работает более чем 900 тысяч сотрудников». Удалось повысить эффективность управления ИТ-инфраструктурой за счет унификации основных компонентов. «HDS надеется на расширение сотрудничества с «РЖД» - «одним из крупнейших в мире транспортных гигантов» - заключил Юрий Скачков.