По оценкам экспертов, в 2012-2014 гг. объем мошенничества в России вырос в два раза, дойдя до 30% выплат в популярных видах страхования: ОСАГО, КАСКО, кредитного страхования и страхования недвижимости. По объему ущерба лидируют «профессиональные» мошенники, которые заранее планируют страховой случай, а по количеству заявлений – «спонтанные», незначительно подтасовывающие факты происшествия. При этом 44% респондентов Национального агентства финансовых исследований не считают преступлением фальсификацию страховых случаев.
«Спонтанные» мошенники думают, что они обманывают компанию, а на самом деле обманывают себя. Волна мошенничества вынуждает страховщиков увеличивать бюджет на аналитику и деятельность службы безопасности. Это отражается на честных клиентах: растет время рассмотрения заявок на полис, урегулирования, корректируются тарифы, – комментирует заместитель генерального директора СГ УРАЛСИБ Иван Шорников. – Мы ценим ответственных клиентов, поэтому приняли решение инвестировать в развертывание комплексной аналитической системы, чтобы им не пришлось переплачивать из-за мошенников».
Современные технологии для предотвращения мошенничества необходимы: по оценке экспертного центра SAS, без специализированных решений компании фиксируют не более 25% случаев мошенничества. «В автостраховании мы будем использовать SAS Fraud Framework for Insurance. SAS Россия/СНГ представила лучшее решение: набор аналитических инструментов, а также экспертиза вендора и подрядчика полностью соответствуют нашим запросам», – добавляет Иван Шорников.
SAS Fraud Framework выявляет признаки мошенничества при заключении договора и урегулировании страховых случаев. Для этого используется гибридный подход, сочетающий экспертные правила, статистические методы, мониторинг и детектор аномалий, прогнозное моделирование, анализ неструктурированных данных и социальных связей клиента. Разбирая конкретный случай, сотрудники СГ УРАЛСИБ получат сведения о клиенте в едином интерфейсе: круг общения, история его автомобиля, обстоятельства ДТП. Система предусматривает возможность обработки исторических данных за последние три года. Комплексный подход к анализу обеспечит точность оценки запросов и сведет к минимуму вероятность ложной тревоги.
«Программный продукт SAS Fraud Framework уже более десяти лет успешно применяется в крупнейших банках и страховых компаниях по всему миру, – рассказывает директор по работе с финансовым сектором SAS Россия/СНГ Юлий Гольдберг. – В прошлом году состоялись первые успешные внедрения этого решения в крупных финансовых организациях нашей страны, где оно продемонстрировало хорошие результаты, как в выявлении мошенничества, так и в области организации процесса внутреннего расследования и подготовки материалов для передачи в правоохранительные органы».
«Поскольку SAS Fraud Framework for Insurance впервые внедряется на отечественном страховом рынке, для реализации знакового проекта мы сформировали отдельную команду из лучших специалистов «Ай-Теко». В ходе проекта сотрудники получат отличные навыки в области развертывания и адаптации этого инновационного продукта к требованиям российских клиентов, – подчеркивает Павел Зубков, заместитель генерального директора, директор департамента по работе с финансовыми учреждениями компании «Ай-Теко». – Уверены, что это референсное внедрение обогатит профессиональную экспертизу как непосредственно коллег из страховой компании, таки специалистов нашего подразделения и компании в целом».
В январе 2015-го подошла к финишу первая стадия проекта по развертыванию SAS Fraud Framework for Insurance, запущены процессы адаптации решения к специфике работы СГ УРАЛСИБ, построения аналитических моделей, подключения к системе источников данных. Завершение внедрения запланировано на I квартал 2015 года.