В 2018 году 17,5 млн жителей Китая были лишены возможности покупки авиа- и железнодорожных билетов из-за своего низкого «социального рейтинга». Такие данные были недавно опубликованы в отчете Национального центра публичной кредитной информации (National Public Credit Information Center, NPCIC), обнародованном в феврале 2019 года, сообщает издание APNews.
В число «нарушителей» попали китайские граждане, которые не заплатили вовремя налоги, штрафы или допустили другие нарушения, что в результате сказалось на их «социальном рейтинге».
В случае с железнодорожными перевозками количество граждан, внесенных в список на запрет продажи им билетов, составило 5,5 млн человек. Как отмечает издание, они оказались в состоянии «дискриминации» за свои «поведенческие преступления».
Сообщается также, что в 2018 году из-за неуплаченных налогов не смогли выехать за пределы Китая 128 человек.
Впрочем, отмечает издание, новая система штрафов и вознаграждений по «социальным возможностям», которую собирается ввести в Китае правительство Си Цзиньпина, направлено не на дискриминацию граждан, попавших в трудную ситуацию, а на максимально эффективное применение новейших информационных технологий - от обработки данных до генетического секвенирования и распознавания лиц – с целью усиления контроля в обществе и устранения негативных последствий, доставшихся Китаю с прежних времен. К их числу относят, например, выпуск контрафактной продукции и мошенничество, которые до сих пор были повсеместно распространены в стране.
Строительство новой системы «социальных рейтингов» началось в 2000 году, когда министерство полиции выступило с инициативой, получившей название «Золотой щит», по созданию общенациональной цифровой сети для отслеживания лиц.
Однако действительно масштабные «эксперименты» государства с т.н. «социальным рейтингом» начались в 2014 году, причем сразу в нескольких провинциях Китая. Там стали вводить т.н.н баллы. Например, их стали вычитать за нарушение закона или, в некоторых провинциях, даже за совершение таких незначительных преступлений, как выгуливание собаки без поводка.
В результате законопослушные и благонадежные граждане, имеющие высокие показатели в своем рейтинге, стали получать ряд новых привилегий. Например, шанс устроиться на хорошую работу, приоритет при обслуживании в госучреждениях, возможность получить выгодный кредит.
В то же время нарушение правил дорожного движения, критика власти в социальных сетях и написанные соседями ложные доносы – это стало сказываться негативно на показателях рейтинга граждан. В результате, при значительных злоупотреблениях, гражданина могли лишить даже таких базовых прав, как возможность путешествовать.
В число нарушений, за которые в 2018 году населению понижали «социальный рейтинг», вошли «распространение заведомо ложной рекламы» и «нарушение правил безопасности при изготовлении и продаже лекарственных препаратов».
К марту 2019 года в Китае продолжается реализация проекта создания национальной базы данных на основе распознавания лиц. Ради него в стране строят сеть камер видеонаблюдения, которая обещает стать самой крупной в мире: 176 млн камер уже установлены, еще около 450 млн планируется установить до 2020 года.
С помощью системы распознавания лиц будет осуществляться слежение за действиями граждан. За каждое правонарушение им будут начисляться баллы, которые затем будут влиять на их «социальный рейтинг».
До сих пор неизвестно, сколько китайских камер оборудованы системой распознавания лиц, но, по задумке властей, к 2020 году искусственный интеллект сможет за три секунды узнать в лицо каждого из почти 1,4 млрд жителей страны. Объединив данные с базами полиции, банков и онлайн-сервисов, власти смогут выявлять нарушителей в общественных местах и понижать их социальный рейтинг в автоматическом режиме.
По мнению правозащитников, методика «социального рейтинга» является слишком жесткой с точки зрения принятых норм в демократических странах. Они видят риск в том, что существует вероятность несправедливо пометить людей ненадежными, не сообщив им об этом заранее. Существует и обратная проблема несвоевременного восстановления ранее потерянного статуса.
В то же время академик Роджер Кримерс, специализирующийся на китайском законодательстве в Лейденском университете в Нидерландах, назвал систему «социального рейтинга» в Китае «пожалуй, наиболее ярким проявлением намерения китайского правительства укреплять правовые, нормативные и политические процессы посредством применения информационных технологий».
Проявления «режима» могут иметь самые различные формы. Например, людям, отказавшимся служить в армии, запрещают отдыхать в определённых местах и отелях. В то же время граждане, имеющие высокий социальный рейтинг, могут быстрей получать разрешение на посещение популярных в стране мест, таких как страны Европы.
По некоторым данным, пользователям с низким рейтингом специально замедляется скорость интернета. Кроме того, их заявления на получение руководящих должностей не принимаются к рассмотрению.
Граждане с высоким социальным статусом могут также получать скидки на счета по электроэнергии, брать вещи в аренду без залога, получать пониженный процент по кредиту в банке.
Расширенная система рейтингов будет затрагивать практически все аспекты социальной жизни граждан и в частности такую интимную сферу, как свидания. Так, гражданам с высоким рейтингом будет предоставляться большая «видимость» в приложениях для знакомств. Рейтинг также влияет на возможность отдавать детей в частные школы и университеты, летать на самолетах, ездить в поездах и заказывать номера в высококлассных отелях.
В 2018 году власти создали 18 новых «черных списков»; теперь их общее количество достигло 51. В 2018 году в новые списки было добавлено 3,59 млн человек.
К началу марта 2019 года системы гражданского скоринга теперь действуют в 40 городах Китая, где ведется их пилотное тестирование. Правящая партия Китая хочет к 2020 году создать общенациональную систему социального скоринга. Впрочем, как будет действовать такая система, пока не определено.