Статистику по приблизительной среднемесячной выручке на одного пользователя для различных пользовательских устройств озвучил на этой неделе генеральный директор "Связного" Денис Людковский. По его словам, ARPU владельца iPad первого поколения составляет около 4 тыс. руб., а последняя версия планшета от Apple - iPad 2 - приносит операторам до 12 тыс. руб. с каждого пользователя. При этом в компании не смогли объяснить, почему у смартфонов и планшетов разного поколения такая разница в ARPU.
Источник ComNews, близкий к оператору "большой тройки", дает альтернативную оценку: ARPU пользователя iPhone - около 1100 руб., смартфонов на Android - 800 руб., а планшетов - 300-400 руб. При этом он подчеркивает, что разницы в ARPU между разными поколениями устройств на iOS нет, так как функционал моделей практически одинаков.
По данным пресс-службы "Связного", по итогам первого полугодия 2011 г. число подключений к data-тарифам выросло на 18% по сравнению с результатом второго полугодия 2010 г., что в целом совпадает с возросшими объемами продаж смартфонов (почти 50% выручки от продажи всех телефонов приходится на смартфоны) и зарождением рынка планшетных компьютеров.
"ARPU обладателей iPhone действительно выше ARPU среднестатистического пользователя, - подтверждает пресс-секретарь "ВымпелКома" Анна Айбашева. - Что касается планшетов, то их обладатели, как правило, предпочитают подключать безлимитные тарифы".
"Пользователи гаджетов на базе iOS традиционно являются более активными пользователями мобильного Интернета, в первую очередь за счет удобного интернет-браузинга, разнообразных мобильных приложений и пр. Рост потребления интернет-трафика напрямую связан с ростом проникновения смартфонов, планшетов на российском рынке", - добавила пресс-служба МТС.
Представители "МегаФона" отказались комментировать данные, полученные "Связным".
"В США после выпуска iPhone и смартфонов на базе Android у операторов произошло повышение ARPU от абонентов, использующих эти устройства, - до 45-50% от голосовых услуг и услуг передачи данных. Причина в том, что эти устройства позволяют сидеть в Интернете и в то же время "подкачивают" данные втихомолку, даже когда абонент не пользуется услугами доступа в Интернет и не качает оттуда контент. Теперь, когда бизнес передачи данных в сотовых сетях стал столь прибыльным, возникла следующая проблема: планы западных операторов ликвидировать безлимитный доступ даже в LTE-сетях", - сказал репортеру ComNews один из отраслевых аналитиков.
"Точность данных "Связного" я подтвердить не могу, но вполне готов поверить оценкам ритейлера. Перечисленные устройства - это не просто hi-end, как, например, флагманские модели Samsung или HTC, это в какой-то степени имиджевые аксессуары. Если смотреть на них под таким углом, можно выдвинуть еще одну гипотезу: чем новее и дороже устройство, тем более важно им обладать для определенной категории пользователей. Как правило, это не те люди, которые экономят каждую копейку, последние модели iPhone и iPad часто приобретают те, чьи счета оплачивает компания, либо те, для кого это must have. Многие из таких людей активно передвигаются по стране и за ее пределами, в бизнес-целях и ради отдыха. Размер затрат на мобильный Интернет в роуминге - один из факторов, который может оказывать существенное влияние на размер среднего счета таких абонентов", - объяснил репортеру ComNews редактор MForum Алексей Бойко. - Цифры в 2 тыс. и 4 тыс. руб. кажутся мне правдоподобными, а у пользователей планшетов счета, очевидно, должны быть большими, в силу удобства пользования мобильными устройствами с большими экранами. Поэтому и здесь данные "Связного" не вызывают у меня особых сомнений. Если оценки и завышены, то ненамного".
По данным MForum Analytics, по итогам I квартала 2011 г. рост показателя ARPU на российском рынке сотовой связи к аналогичному периоду прошлого года составил около 1,8%. В результате средний ARPU среди операторов "большой тройки" составляет 250-300 руб.
ДАРЬЯ ЛЮТЦАУ