Такой прогноз озвучил директор департамента интерактивных услуг ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Ярослав Свинцов на VIII Mobile VAS Conference, проходившей на прошлой неделе в Петербурге.
Представитель МТС, ссылаясь на данные AC&M, сообщил, что оборот рынка SMS-платежей в России по итогам 2011 г. составит около 45 млрд руб., оборот рынка мобильной коммерции - примерно 14 млрд руб. При этом получается, что за последний год рынок мобильной коммерции в стране увеличится в три раза на фоне умеренного роста SMS-платежей, а оборот рынка платежей по мгновенным сообщениям, по предварительным прогнозам, вырастет с прошлого года всего на 15,4%. "Cнижение оборотов SMS-платежей - один из сценариев, который возможен при активной динамике роста мобильной коммерции", - пояснил Ярослав Свинцов репортеру ComNews.
Специалист J'Son & Partners Consulting Владимир Карпенко считает, что рынок SMS-платежей будет расти в течение еще трех-пяти лет, хотя и не такими темпами, как мобильные и моментальные платежи. С ним соглашается и пресс-секретарь ОАО "МегаФон" Юлия Дорохина: "Рынок USSD- (Unstructured Supplementary Service Data) и SMS-запросов в качестве инструментов мобильной коммерции в ближайшие несколько лет будет расти". "Рынок мобильных платежей все еще мал, количество сервисов и пользователей сервисов, использующих премиальные SMS, все еще растет и будет расти", - дополняет Владимир Карпенко. По данным J'Son & Partners Consulting, в 2010 г. рынок моментальных платежей вырос на 15-20%.
"Сектор мобильных платежей, по разным подсчетам, составляет около 1,5-2% от общего объема рынка небанковского процессинга (оценивается в $25 млрд). Перспективы развития мобильных платежей привлекательны, особенно на фоне роста рынка смартфонов, все более высокого уровня проникновения сетей. Кроме того, рынок сотовой связи в России насыщен, и его дальнейшее развитие будет происходить по модели увеличения доли неголосовых услуг, в числе которых можно выделить и мобильные платежи", - рассуждает аналитик УК "Финам Менеджмент" Анна Зайцева.
Ярослав Свинцов из МТС говорит, что динамика развития платежей в МТС соответствует общерыночным трендам. Пользователи оператора оплачивают с помощью SMS контент, подписки и сервисы в социальных сетях. Сервисы мобильной коммерции, например "Легкий платеж", позволяют оплачивать услуги связи, счета ЖКХ, покупки в интернет-магазине.
"Если говорить про виды платежных сервисов через SMS, то наиболее популярны оплата сотового телефона и денежные переводы", - рассказывает о привычках абонентов ОАО "ВымпелКом" пресс-секретарь этой компании Анна Айбашева. Юлия Дорохина среди наиболее популярных платежей клиентов "МегаФона" называет денежные переводы, интернет-платежи в соцсетях, сайты знакомств, покупка контента (музыка, фильмы и т.д.).
Владимир Карпенко отмечает, что с точки зрения маржинальности SMS-платежи являются более выгодными для операторов, однако с точки зрения оборота рынок мобильных платежей - более перспективный. "В настоящий момент стратегия операторов заключается в перетягивании на себя абонентской базы терминалов. К тому же рынки мобильных и SMS-платежей являются рынками с разной целевой аудиторией и абонентской базой. Мы считаем, что эти услуги не являются субститутами", - рассуждает эксперт J'Son & Partners Consulting.
Для гармоничного развития мобильной коммерции и традиционной модели платежей по SMS, по словам Ярослава Свинцова из МТС, необходимо ввести высокий порог минимальной суммы платежа в мобильной коммерции, провести дифференциацию комиссии. И хотя снижение объема рынка SMS-платежей неизбежно, считает представитель МТС, в таком случае оплата услуг через текстовые сообщения будет развиваться и в будущем. Владимир Карпенко из J'Son & Partners Consulting уверен, что даже в случае стагнации рынка SMS-платежей останется ряд сервисов, для которых отправка мгновенного сообщения будет доминирующим инструментом оплаты.
ТАТЬЯНА ЗОЛОТОВА