Минцифры подготовило проект закона, устанавливающий правила регулирования доступа интернет-провайдеров в многоквартирные дома, и 5 октября направило его в Аналитический центр при правительстве – сообщает издание «КоммерсантЪ».
В документе прописаны поправки к закону «О связи», предполагающие, что в каждом многоквартирном доме услуги связи должны предоставлять не менее двух провайдеров, для чего должны быть условия, позволяющие разместить оборудование как минимум двум независимым друг от друга компаниям. При этом каждая из них не должна быть аффилирована с застройщиком, управляющей компанией либо с уже присутствующим в этом доме конкурентом.
Цель законопроекта – получение гарантий создания необходимой инфраструктуры связи. Обеспечение самого доступа провайдеров к инфраструктуре сданных в эксплуатацию многоквартирных домов в недискриминационном порядке должно регулироваться отдельным законопроектом, уже находящимся на рассмотрении в Госдуме.
История вопроса о поправках к закону «О связи» в отношении доступа операторов к инфраструктуре тянется с конца декабря 2018 года, когда группой сенаторов был внесен в Госудуму соответствующий проект, предполагающий безвозмездный доступ операторов к помещениям. Несмотря на то, что в марте 2019 провайдеры обращались с просьбой о поддержке инициативы к министру связи, она так и не принята. 5 сентября президент РФ Владимир Путин в рамках заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам дал поручение ускорить движение проекта.
Результатом принятия новых поправок станет ликвидация монопольного доступа единственного провайдера к инфраструктуре жилого дома. По сообщению Владимира Кошелева, Первого зампреда комитета Госдумы по строительству и ЖКХ, поправки уже проработаны ко второму чтению.
Участники рынка опасаются, что данный законопроект не особенно поможет в разрешении вопроса монополии, полагая, что в результате в домах будет устанавливаться та же монополия, только двух провайдеров, остальные будут получать отказы или предложения внести повышенную плату за доступ к инфраструктуре. Также возникают вопросы, на каких условиях предполагается размещать оборудование операторов в домах – в случае, если оно будет поступать на баланс как общедомовое имущество, доступ для ремонта к нему будет затруднен.
По текущему законодательству для входа в дом оператору требуется получить согласие не менее двух третей собственников квартир в этом доме, что достаточно проблематично, учитывая, что часть из них не проживают по данному адресу, а часть не идет на контакт.
Однако инициатива решает как минимум, одну проблему – на сегодня застройщики часто не дают доступа провайдерам, ссылаясь на то, что в доме нет технической возможности размещения еще одной сети коммуникаций, при этом первоочередным правом доступа к дому обладает «свой» оператор, имеющий договоренности с застройщиком и продвигающий свои услуги по существенно завышенным, по сравнению с рыночными, ценам.
Эксперты полагают, что обойти требования инициативы будет не сложно – создание фейковой организации, по юридическому признаку не аффилированной с застройщиком или единственным провайдером, не составит большого труда, а установка цен на услуги от данной компании на уровень выше, чем у «нужного» провайдера, станет подтверждающим фактором легитимности стоимости обслуживания у фактического монополиста. Ранее уже обсуждался момент создания собственных сетей связи управляющими компаниями (), против чего провайдеры высказывались в резко негативном ключе. Также эксперты обратили внимание на то, что формулировка в законопроекте достаточно расплывчата – не вполне ясно, что понимается под «возможностью размещения», а также нет правил, регулирующих процедуру выбора провайдера из числа желающих.