Как уточнил корреспонденту ComNews представитель столичного УФАС, дело в отношении Samsung возбуждено по признакам нарушения п.3 ч.3 ст.5 ФЗ "О рекламе" вчера (11 февраля), по жалобе гражданина.
"Дело в том, что в рассматриваемой телевизионной рекламе сообщается, будто определенная модель телефона Samsung продается только в "Евросети", однако установлено, что это не так. Более того, данная модель стала доступна к продаже в некоторых других магазинах даже раньше, чем в "Евросети", - пояснил представитель УФАС. Он добавил, что рассмотрение этого дела назначено на 24 марта 2016 г.
Кроме того, в московском УФАС усмотрели в телевизионной рекламе Samsung еще и признаки некорректного сравнения товаров с продукцией Apple. С целью объективного рассмотрения ситуации, касающейся некорректного сравнения товаров, столичное УФАС объявило о проведении онлайн-опроса пользователей на своем сайте.
Пользователям предоставляется возможность ответить на вопрос: "Вызывает ли использованная в рекламе мобильных телефонов фраза "фруктовая компания" ассоциацию с компанией Apple, а фраза "глюк фруктовой компании" - с продукцией компании Apple?" Завершить онлайн-опрос УФАС планирует в конце февраля.
По словам представителя московского УФАС, результаты опроса покажут, какое количество граждан (как в абсолютной величине, так и в соотношении с москвичами, считающими рекламу допустимой) видят спорное сравнение как некорректное.
"Результаты опроса, как правило, играют решающую роль при решении вопроса о возбуждении дела. В данном случае уже возбужденное дело может быть доквалифицировано нарушением п.1 ч.2 ст.5 ФЗ "О рекламе", - заметил представитель УФАС. Он добавил, что штраф, предусмотренный за нарушение указанной статьи ФЗ "О рекламе", может составить от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
Пресс-службы Samsung и Apple вчера воздержались от комментариев.
Представитель столичного УФАС отметил, что в целом опрос общественного мнения в такой ситуации - стандартная для территориальных антимонопольных органов мера выяснения мнений различных категорий населения об отношении к такой рекламе.
По словам председателя организации по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ) Олега Павлова, ФАС и ее территориальные органы в данном случае демонстрируют привычную для них открытость. Для руководства службы, как добавил он, уже давно стало хорошим тоном обсуждать такие проблемы на профильных экспертных советах и учитывать мнение специалистов.
"Опрос пользователей в данном случае - правильный шаг, ведь именно на рядовых потребителей направлена реклама и именно их восприятие имеет значение для правильной квалификации. При этом, безусловно, важно, чтобы подобный опрос был защищен с технической точки зрения от накруток и прочих недобросовестных действий. Заинтересованные стороны не должны иметь возможность оказать влияние на результат", - отметил в разговоре с корреспондентом ComNews Олег Павлов.
Независимый юрист Александр Титов сказал, что метод социологического опроса широко используется в процедуре признания товарного знака общеизвестным. По его словам, суды принимают результаты соцопросов в делах, связанных с выявлением сходства до степени смешения товарных знаков. Что касается дел, связанных с оспариванием решений антимонопольной службы, добавил он, суды принимают во внимание результаты социологических опросов (например, в делах, связанных с неэтичной рекламой).
"Но говорить о доказательности опроса на сайте столичного УФАС я бы не стал, так как социологический опрос предполагает методику, позволяющую прийти к более или менее объективной картине. Здесь опрос проводится среди аудитории Интернета по поводу рекламы, рассчитанной на телезрителя. Восприятие рекламного ролика (в плане ассоциации с продукцией Apple) у пользователей Интернета, скорее всего, существенно будет отличаться от восприятия ролика аудиторией телеканалов. Кроме того, совсем не все пользователи Интернета являются и телезрителями, соответственно некорректно выяснять мнение тех, к кому эта реклама не обращалась", - заключил в беседе с ComNews Александр Титов.
Андрей Федосеев