ОАО «Мосэнергосбыт» начало свою деятельность как самостоятельное энергосбытовое предприятие в 2005 году, после выделения из состава ОАО «Мосэнерго». ОАО «Мосэнергосбыт» является правопреемником ОАО «Мосэнерго» в отношении договоров энергоснабжения и поставляет электрическую энергию более чем 136 тысячам предприятий и более 5 миллионам бытовых потребителей г. Москвы и Московской области. На сегодняшний день «Мосэнергосбыт» – крупнейшая энергосбытовая компания страны, реализующая 8% вырабатываемой в России электрической энергии. В ее состав входят 12 городских, 13 межрайонных отделений, а также 6 муниципальных отделений и участков.
Своей приоритетной задачей компания «Мосэнергосбыт» считает формирование эффективной, отвечающей требованиям времени системы сбыта электроэнергии. Для повышения качества обслуживания юридических лиц, являющихся клиентами компании, и сокращения времени, затрачиваемого сотрудниками на сбор информации о потреблении электроэнергии абонентами, руководство компании приняло решение о внедрении автоматизированной информационной системы «Личный кабинет клиента».
Система, разработанная компанией TopS BI, предоставляет юридическим лицам, являющимся абонентами городских и межрайонных отделений компании «Мосэнергосбыт», возможность удаленного ввода через сеть Интернет данных о планируемом и фактическом потреблении ими электроэнергии. Система обеспечивает абонентам возможность получить необходимые печатные формы для предоставления информации в отделение, а также данные о последних введенных ими показаниях приборов учета. Кроме того, система автоматизирует деятельность сотрудников компании, связанную с учетом и контролем поступающей от абонентов информации.
Система «Личный кабинет клиента» состоит из трех подсистем:
подсистема АРМ «Регистрации клиента» используется сотрудниками ОАО «Мосэнергосбыт» для регистрации клиента и предоставления ему доступа к системе, а также оперирования персональной аутентификационной информацией абонента и информацией о вариантах его оповещения;
подсистема АРМ «Расчетчик клиента» позволяет работнику ОАО «Мосэнергосбыт» обрабатывать поступающие от абонентов данные о фактическом потреблении электроэнергии;
подсистема АРМ «Личный кабинет клиента» дает клиенту компании возможность внести, изменить и утвердить информацию о своем фактическом потреблении электроэнергии, ознакомиться с правилами заполнения формы «Отчета об отпуске и покупке электроэнергии» для внесения показаний приборов учета по фактическому потреблению электроэнергии. В подсистеме выполняется подсчет расхода потребления электроэнергии, она также содержит модуль «Заявка на плановое почасовое потребление», который позволяет абонентам, заключившим договор с расчетом по часам, ежедневно подавать сведения о планируемом потреблении электроэнергии. Абоненты могут ознакомиться с инструкцией по работе с формой «Заявки на потребление электроэнергии», просмотреть заполненные ими документы за текущий и предыдущие отчетные периоды, осуществить поиск и корректировку документов.
В ходе проекта проведена интеграция системы «Личный кабинет клиента» с системой АРМ «Расчеты с юридическими лицами», позволившая передавать в смежную систему актуальную формализованную информацию о потреблении электроэнергии.
В дальнейшем предполагается применение электронной цифровой подписи при отправке абонентом формы для предоставления информации о потреблении электроэнергии в сбытовую компанию, что позволит ОАО «Мосэнергосбыт» перейти к использованию «безбумажной» технологии общения с клиентом. Кроме того, планируется расширение доступных абоненту сервисов. Так, благодаря сервису «Заявка абонента» пользователи смогут формировать заявки на оказание дополнительных услуг, а сервис «Платежи за электроэнергию» и интеграция с будущей платежной системой ОАО «Мосэнергосбыт» позволит им производить оплату потребленной электроэнергии и проводить авансовые платежи. С помощью сервиса «Лицевой счет» абоненты будут получать информацию о задолженности, тарифах, выставленных счетах и произведенных платежах.
Технологической основой системы стали СУБД Oracle Database 10g Release 2 Enterprise Edition и сервер приложений Oracle Application Server 10g Release 2 Enterprise Edition.
«Важнейшая задача ОАО «Мосэнергосбыт» – быть доступным, понятным и удобным для клиента партнером, оптимизировать временные и организационные затраты клиентов при работе с компанией, – говорит Елена Широбокова, ведущий инженер отдела сопровождения программного обеспечения Управления Службы Сервиса по ИТ ОАО «Мосэнергосбыт». - Внедрение системы «Личный кабинет клиента» позволило нам не только повысить эффективность процессов формирования, контроля и учета информации о фактическом и планируемом потреблении электроэнергии абонентами, но и сократить затраты клиентов на предоставление информации о показаниях приборов учета и ежемесячных заявок на покупку электроэнергии, обеспечить их удобным доступом к полной информации о потребленной ими электроэнергии».
«Реформа электроэнергетики, направленная на максимальное удовлетворение потребностей абонентов энергокомпаний, во многом опирается на использование новейших информационных технологий, - говорит Екатерина Волощенко, Директор Департамента электронного бизнеса и заказных разработок компании TopS BI. – Разработка системы «Личный кабинет клиента» - уже не первый проект, выполненный нашей компанией совместно с IT-специалистами ОАО «Мосэнергосбыт». Нами уже разработана информационно-аналитическая система коммерческого учета электроэнергии, аккумулирующая информацию о технологических объектах сети энергоснабжения ОАО «Мосэнергосбыт», абонентах и полезном отпуске электроэнергии. Мы рады, что можем содействовать ОАО «Мосэнергосбыт» в построении клиентоориентированной организации».