В России заблокировали сеть Tor, которая служит основным инструментом выхода россиян в даркнет. Первые сообщения о недоступности сети стали появляться еще 2 декабря. С тех пор, по официальным данным Tor, в России резко выросло число подключений к анонимной сети через «мосты» — опцию, которая позволяет обходить пользователям блокировку Роскомнадзора. За последнюю неделю число ежедневных соединений через «мосты» превысило 16 тыс. Таким образом, на долю РФ пришелся 31% коннектов через «мосты» в мире, это самая большая доля среди всех стран. Для сравнения: на втором месте — США с почти 6,5 тыс. подключениями в сутки (12,5%). При этом показатель России стремительно растет. Например, 5 декабря (последние доступные данные) число подключений через «мосты» превышало уже 19 тыс.
В основном ими пользуются держатели сайтов, форумов или магазинов в теневом сегменте сети, считает руководитель департамента информационно-аналитических исследований компании T.Hunter Игорь Бедеров. По его словам, эти же пользователи распространили информацию о возможности обойти блокировку с помощью «мостов» по своим подписчикам и клиентам.
Алгоритм работы Tor предполагает передачу данных пользователей через три точки «отмывания»: входной узел, контрольный и выходной. Каждый последующий узел не знает IP-адрес предыдущего. IP-адрес пользователя и адрес сайта, к которому обращается юзер, «знает» только выходной узел. Но из-за того, что через выходной узел отправляется множество запросов, проследить цепочку действий пользователя до входа сложно. Описанный алгоритм позволяет сохранять высокий уровень анонимности пользователя. А уже эта особенность делает Tor самым популярным инструментом для выхода в даркнет.
«Мосты» — это особенные в системе Tor точки, так называемые «нулевые узлы», которые предшествуют первым. Существует категория «мостов», IP-адреса которых неизвестны провайдерам. Следовательно, на них не распространяются блокировка Роскомнадзора. «Мосты», как правило, организуются либо на арендованных серверах, либо на частных устройствах пользователей. Запросить доступ к ретрансляторам можно через интерфейс одноименного браузера или у сообщества Tor Project по электронной почте или на специальном сайте.
— Существует три категории «мостов». Публичные, которые вшиты в код браузера Tor и обновляются с каждой новой версией ПО. Практика показывает, что государственные цензоры разных стран быстро их обнаруживают и блокируют. Есть полупубличные — их сообщество Tor выдает по запросу. А есть непубличные — это частные «мосты», которые организуют сами пользователи или организации для личных нужд. Их списка у Tor Project нет, — объяснил независимый технический эксперт, бывший программист Tor Project Леонид Евдокимов.
Использование непроверенных мостов, предоставленных третьими лицами, может быть потенциально опасным, считают эксперт. Как пояснил независимый исследователь информационной безопасности, автор Telegram-канала Russian OSINT Сергей Иванов, «мосты» очень часто поднимают для того, чтобы собирать данные о пользователях на выходном узле.
— Следствием таких подключений может быть подмена биткоин-кошельков, утечка пароля, факт подключения к грязным ресурсам или перенаправление трафика на специальный сайт для проведения последующей атаки, — сказал эксперт.
Он добавил, что эффективность такой операции коррелирует с количеством подконтрольных злоумышленнику узлов сети Tor. Проще говоря, если мошеннику принадлежит не только «мост», но и входной, контрольный и выходной узлы, вероятность утечки выше, чем если он владеет только «мостом». Такие случаи были, уточнил Сергей Иванов.
Нельзя исключать, что будут появляться «мосты», созданные мошенниками или спецслужбами для перехвата трафика и взлома пользователей даркнета, согласен Игорь Бедеров.
Вероятно, что в Tor могут быть вредоносные узлы связи, в том числе среди тех, которые распределяются сообществом Tor Project, отметил Леонид Евдокимов. Сообщество регулярно удаляет такие ресурсы, добавил эксперт. По его словам, в случае с использованием частных «мостов» есть еще один риск — ответственность владельца «моста» перед провайдером. Не все компании согласны предоставлять свои вычислительные мощности в аренду для такого рода услуг.
«Известия» направили запрос в Роскомнадзор.
Роман Кильдюшкин