На прошлой неделе ФАС возбудила дело в отношении Министерства информационных технологий и связи РФ по поводу нарушения закона «О защите конкуренции» в ходе реализации программы «Компьютер в каждый дом». Об этом вчера заявил замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. Как передает РИА РБК, дата рассмотрения дела уже назначена и первое заседание состоится до конца месяца.
Программа «Компьютер в каждый дом» должна предоставить жителям отдаленных поселков возможность приобрести ПК. Весной этого года Мининформсвязи провело тендер на реализацию пилотного этапа этой программы, победителями которого стали сборщики ПК Kraftway и «УСП Компьюлинк». Планировалось, что к концу 2008 года они поставят в регионы около 1 млн ПК.
ФАС возмутило то, что в стартовых условиях конкурса на поставку компьютеров были прописаны ключевые поставщики ПО и комплектующих — Microsoft и Intel. Оформлением заказов покупателей, по условиям программы, должно заниматься ФГУП «Почта России», а доставкой — «ЕМС Гарантпост». Антимонопольное ведомство проявило интерес к программе «Компьютер в каждый дом» после обращения правозащитника Эрнеста Мезака, которому не понравилась формулировка одного из условий конкурса: «участник должен являться авторизованным партнером компаний — спонсоров проекта Intel и Microsoft». По словам г-на Голомолзина, «это может создать неблагоприятные условия для развития операционного программирования в России», в то время как на уровне правительства была принята программа развития ПО с открытым кодом. В ФАС говорят, что Мининформсвязи придется изменить условия конкурсов, если министерство будет признано виновным в нарушении антимонопольного законодательства.
В Мининформсвязи заявили, что никаких официальных уведомлений от ФАС или извещений суда в министерство не приходило. «Конкурсным условиям уже год. Тема с открытым ПО возникла позже, и сразу после этого основные поставщики начали предлагать компьютеры с предустановленным Linux», — парируют в пресс-службе отраслевого министерства. Чиновники Мининформсвязи и раньше подчеркивали, что «Компьютер в каждый дом» — маркетинговая, а не федеральная целевая программа. Ее инициаторами изначально были Microsoft и Intel. «Мининформсвязи поддержало инициативу, посчитав программу социально значимой, — она позволяла обеспечивать компьютерами удаленные районы страны, где нет инфраструктуры производства и продажи ПК. Министерство договорилось с «Почтой России» и провело тендер», — объяснил гендиректор Kraftway Алексей Кравцов.
По его словам, «Компьютер в каждый дом» — программа чисто коммерческая. «Из бюджета не было выделено ни копейки субсидий. Рекламу в регионах проводили на деньги Microsoft, Intel и Kraftway с «Компьюлинком», — уточняет он. Организаторы признают проект неудачным: с начала года в рамках программы было продано меньше 1 тыс. компьютеров. «Все это делает ситуацию крайне неоднозначной — и позицию ФАС, и Мининформсвязи можно аргументировать. С одной стороны, министерство на государственном уровне создает предпосылки для захвата рынка, а с другой — компании придумывают коммерческий проект с удачным маркетинговым заходом», — размышляет председатель совета директоров ИК «Некстер» Антон Богатов.
Александра Крекнина