Что изменится
В среду, 15 января, группа депутатов внесла в Госдуму поправки в Закон «О национальной платежной системе», ограничивающие движение денег по электронным кошелькам. В частности, предлагается снизить сумму одного перевода с анонимного кошелька с 15 тыс. до 1 тыс. рублей в сутки, а также с 40 тыс. до 15 тыс. рублей в месяц. Сумму, которую можно хранить на таком кошельке, депутаты хотят уменьшить с 15 тыс. до 5 тыс. рублей.
Этих ограничений можно будет избежать, если привязать кошелек к паспортным данным. В ряде случаев для этого придется съездить в офис. Некоторые платежные системы, как, например, Webmoney, позволяют сделать это по электронной почте — при отправлении в компанию копий основных страниц паспорта.
Предлагается также запретить переводы за границу России, если у российской платежной системы отсутствует полная информация об отправителе и получателе. Операторы платежных систем должны будут в течение полугода хранить информацию обо всех действиях своих пользователей и по запросу предоставлять их правоохранительным органам.
Какова цель
Авторы поправок — депутаты партий «Единая Россия» Ирина Яровая, Надежда Шайденко, Шамсаил Саралиев — бывший министр Чечни по внешним связям, национальной политике, печати и информации, а также депутаты ЛДПР Андрей Луговой, Игорь Лебедев (сын Владимира Жириновского), депутат «Справедливой России» Леонид Левин, депутат КПРФ Олег Денисенко.
Целью поправок является «противодействие финансирования терроризма и легализации (отмыванию) отходов, полученных преступным путем». Некоторые авторы поправок уже высказались в СМИ. В частности, Леонид Левин заявил, что инициатива исходит от правоохранительных органов. Поддержал депутатские планы глава Минкомсвязи Николай Никифоров, посчитавший, что в вопрос финансирования террористов через интернет-платежи «назрела необходимость внести ясность».
Пообщаться с авторами поправок «Фонтанке» не удалось. Вряд ли кто-нибудь из них сможет вспомнить, когда российские правоохранительные органы объявляли о том, что какой-либо из терактов финансировался конкретным лицом. Скорее всего, таких случаев не было. Неясным остается вопрос и о том, как информация о платежах может быть полезна правоохранительным органам, если та часть сведений, которые они получают в настоящее время, для них совершенно бесполезна (см. ниже).
Реакция платежных систем
Законодательные предложения напрямую коснутся операторов платежных систем. Компания «Яндекс», которой принадлежит платежная система «Яндекс.Деньги», сообщила «Фонтанке», что проект документа содержит только общие нормы, а конкретные требования к информации, которую необходимо будет хранить полгода, появятся в отдельном постановлении правительства.
«В проекте закона предлагают сохранять в течение 6 месяцев данные практически о любой активности пользователя, разве что сервисы о погоде или программы телепередач не подпадают под новые правила. Сейчас «Яндекс» хранит только ту информацию, которая необходима для нормальной работы сервисов, в основном это неперсонализированная обобщенная статистика. Удаленный пользователями контент мы не храним. Если появится обязательство сохранять логи пользователей, это технически возможно, но может потребовать дополнительной разработки от владельцев сервисов и сайтов», — сообщили в «Яндексе».
Представители платежной системы QIWI комментируют предложения депутатов более осторожно. «Текущая редакция законопроекта является только первоначальной, и далее каждый пункт будет анализироваться и проверяться на соответствие нормам существующей российской и международной практики. Более того, учитывая позитивную тенденцию последнего времени — вовлечение в процесс законотворчества бизнес-сообщества, — надеемся, что законопроект после доработки станет максимально эффективным. Со своей стороны мы готовы принять активное участие в рабочей группе», — сообщили в Qiwi.
В компании отметили, что всегда поддерживают законодательные предложения, которые касаются противодействия терроризму и прозрачности денежных переводов. Главное, чтобы эти меры не замедлили экономическое развитие отраслей и государства, отмечают в фирме.
Компания Webmoney пока не прокомментировала законопроект.
Правоохранителям все равно
Довод соавтора предложений Леонида Левина о том, что инициатива поправок исходит от правоохранительных органов, разрушается при одном звонке в правоохранительные органы. Как выяснилось, на самом деле им эти изменения не нужны. Не говоря уже о том, что механизм информирования об электронных платежах уже существует, однако пользы органам правопорядка не приносит.
МВД и налоговые структуры регулярно получают от Росфинмониторинга данные о переводах суммой более 1 млн рублей. В 2013 году, по информации «Фонтанки», более тысячи таких уведомлений получило управление экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти. Считается, что эти сведения якобы могут помочь оперативникам вскрыть правонарушения.
В действительности уведомления списываются в архив, так как правоохранителей в изучении экономических преступлений, как правило, интересует либо ответ на конкретный вопрос (и с этим у них проблем обычно не возникает), либо информация, из которой следует, что имеет место некое преступление.
Для примера столь же эффективных ограничений - помимо информирования правоохранителей стоит напомнить о том, что еще с советских времен действует норма, согласно которой покупатель золота должен предъявить паспорт. В России около 20 тыс. ювелирных магазинов, в Петербурге — около 500. Ни в одном из них паспорт не спрашивают, а в отчетности о проданном драгметалле предприниматели указывают либо «паспорта при себе не было», либо «отказался предъявить».
Об этом знают и в Росфинмониторинге, и в Минфине, которые дважды в год — 1 января и 1 июня — подводят статистику остатков золота в России. В нее попадает не только золото Центробанка, которое находится в подземных хранилищах Москвы, Петербурга и Екатеринбурга, но и золото, продаваемое на рынке, — оно тоже считается частью достояния страны.
Что происходит
Предложения депутатов можно рассматривать в контексте денежной политики России, которая сложилась в последние годы. Если у властей, возможно, нет желания побороть кражу денег, то есть искреннее намерение хотя бы запретить их вывод за границу (и это проще). Поэтому, по мнению некоторых экспертов, сведения о тех гражданах, которые перечисляют большие суммы в иностранные банки, могут послужить поводом для неприятного разговора. Для экономики выгоднее, чтобы деньги оставались в России, даже если они получены не самым честным путем.
Проблему вывода денег за границу Владимир Путин поднимал еще в сентябре 1999 года, когда, будучи премьер-министром, встречался с бывшим тогда президентом США Биллом Клинтоном. Тогда будущий руководитель России уверенно говорил о необходимости бороться с отмыванием денег из России в зарубежных банках. Сообщалось и о том, что правоохранители России и США объединятся с целью воспрепятствовать этому явлению.
Спустя 14 лет проблему не решили. О ней снова заговорил Владимир Путин — в послании Федеральному собранию в декабре 2013 года, но на этот раз в контексте деофшоризации экономики. В 2012 году через офшоры и полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью $111 млрд, что составляет пятую часть экспорта страны. «Половина из 50 миллиардов долларов российских инвестиций в другие страны также пришлась на офшоры», — заявлял он. По данным Центробанка, в трех кварталах 2013 года чистый отток капитала из России составил $48,2 млрд (итоги года еще не подведены, но прогноз был на уровне $62 млрд).
В ушедшем году глава Центробанка Эльвира Набиуллина ясно продемонстрировала и политику в области «сомнительных» денежных операций — одна из проблем, на решение которой направлены депутатские поправки. История с закрытием Мастер-банка это ясно показывает.
На фоне этих обстоятельств планы по ограничению электронных платежей выглядят вполне логичными. И борьба с террористами здесь ни при чем.
Александр Аликин