По прогнозам Ozon Group, к концу нынешнего года российский рынок интернет-торговли вырастет на 10-15%. По словам директора по стратегическому планированию компании Wikimart Дениса Киселева, в 2015 г. этому рынку будет непросто. "Например, в категории бытовой техники потребители совершили рекордное количество покупок в IV кв. 2014 г. и I кв. нынешнего года. Поэтому во II кв. 2015 г. наблюдалось затишье. Но в начале июля потребительский спрос в этой категории снова начал расти, например, у нас рост составил 30% ко II кв.", - заметил в разговоре с репортером ComNews Денис Киселев.
По прогнозам Wikimart, второе полугодие 2015 г. для рынка будет более удачным, чем первое. "Поэтому по итогам года можно предполагать, что рост в денежном выражении будет в районе 20%", - резюмировал Денис Киселев.
Сегодня мы можем говорить об изменениях рынка онлайн-торговли только по количеству посылок, уточнила в беседе с ComNews директор по внешним связям и коммуникациям Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Екатерина Шустер. По результатам первой половины 2015 г. из-за неравных конкурентных условий между локальными и зарубежными игроками АКИТ наблюдает падение внутреннего рынка на 10-20% по количеству посылок, при этом рынок трансграничной торговли (заказ товаров с зарубежных интернет-сайтов) растет на 35-50%.
По итогам первого полугодия нынешнего года ФГУП "Почта России" обработало 49 млн международных посылок и мелких пакетов - это в полтора раза больше, чем за первое полугодие 2014 г., и почти в три раза больше, чем за аналогичный период 2013 г. При этом, как уверяют в почтовой службе, количество претензий от клиентов во II кв. 2015 г. по сравнению с I кв. уменьшилось на 14%.
По данным "Почты России", наибольший объем отправлений пришелся на май 2015 г. - было обработано более 12 млн отправлений, что в 2,3 раза превышает показатели 2014 г. и в четыре раза - 2013 г. "Резкий рост количества международных отправлений во многом обусловлен увеличением числа заказов из интернет-магазинов, на доставку которых приходится порядка 80% входящего международного почтового трафика. Объемы отправлений в мае превысили показатели "пикового" декабря 2014 г., и мы успешно с ними справились", - отметил заместитель генерального директора "Почты России" по логистике Алексей Скатин.
Екатерина Шустер сказала, что люди все больше пользуются Интернетом и мобильными приложениями, поэтому очевидно, что следующее поколение еще активнее будет покупать в Сети. "Мы можем взять любую категорию товаров - книги, спорт и др., - и процент торговли в онлайн будет только расти. Из новых популярных сегментов - лекарства, алкогольные напитки и товары для животных", - подытожила она.
По словам руководителя службы маркетинга "Яндекс.Маркета" Александра Феоктистова, экономическая ситуация в стране заставляет людей экономить деньги, поэтому пользователи стали меньше покупать товары, без которых можно прожить, - новые гаджеты, дорогую электронику и т.д. Особенно это падение было заметным в начале года, после активного предновогоднего потребления.
"При этом всегда есть товары, от которых нельзя отказаться: детские товары, товары для дома, одежда и обувь и товары, которые в кризис растут быстрее - например, товары и техника для ремонта - из-за того что многое люди решают ремонт делать сами, а не заказывать услуги специалистов. И для того чтобы сэкономить при покупке этих товаров, люди обращаются к онлайн-торговле в целом и товарным агрегаторам в частности. Поэтому рост в таких товарных категориях, как одежда, обувь, товары для дома и дачи, детские товары и товары для дома, будет сохраняться", - заметил в разговоре с репортером ComNews Александр Феоктистов.
В Россию будут и дальше выходить иностранные магазины и предлагать товары отечественным покупателям. По словам руководителя службы маркетинга "Яндекс.Маркета", в основном в таких магазинах пользователей интересует одежда, обувь, аксессуары и мелкие недорогие гаджеты. Александр Феоктистов добавил, что в связи с уходом из России некоторых брендов пользователи пытаются найти их в американских и европейских магазинах, цена в которых оказывается интересной даже с учетом роста курса валют.
Китайские товарные площадки, которые дают возможность покупать дешевые товары, так и остаются скорее развлечением, чем шоппингом. Зачастую людям просто интересно, что они могут купить за небольшую сумму и действительно ли это приедет в Россию. "Когда речь заходит о более серьезных покупках, выбор делают в пользу отечественного ритейла. Этим можно объяснить значительно более низкий средний чек иностранных торговых площадок. Поэтому весной этого года на "Яндекс.Маркете" появилась возможность искать товары только в зарубежных магазинах", - заключил Александр Феоктистов.
Андрей Федосеев