По заявлению замминистра связи Дмитрия Алхазова, в ближайшее время в Крыму должна заработать новая сеть сотовой связи, говорится в сообщении Минкомсвязи. На полуострове завершается строительство инфраструктуры сети российского сотового оператора, она готовится к включению, сообщил чиновник. Представитель министерства не объяснил, какого оператора имел в виду Алхазов.
Скорее всего речь идет о компании «К-телеком», предполагают сотрудники двух профильных ведомств. В конце мая ГКРЧ разрешила этой компании использовать в Крыму GSM-частоты 900 МГц и 1800 МГц, на которых сейчас работает «МТС-Украина» (украинская «дочка» российской МТС). Кроме того, ей были выделены частоты третьего поколения мобильной связи, рассказывали тогда источники «Ведомостей». Они же уверяли, что «К-телеком» аффилирован с МТС. В базе данных «СПАРК-Интерфакса» пять ООО «К-телеком». Три из Свердловской области, одно из Краснодара, одно из Москвы. Последнее зарегистрировано 15 мая 2014 г. и на 100% принадлежит МТС.
Одноименная «дочка», ООО «К-телеком», действительно есть у российской МТС, но она частотных разрешений от ГКРЧ в Крыму не получала, уверяет представитель оператора Дмитрий Солодовников. Связь той компании, которая будет работать в Крыму, с МТС Солодовников отрицает. Источник, близкий к оператору, говорит, что частоты получила компания, зарегистрированная в Краснодаре. Краснодарская «К-телеком», по данным СПАРК, принадлежит некоей Анне Березкиной. Она же является генеральным директором оператора. К владельцу группы ЕСН Григорию Березкину она отношения не имеет, говорит его представитель. Сам Березкин сообщил, что сотовой связью в Крыму не интересуется.
В Крыму работает филиал украинской «дочки» МТС — «МТС-Украина» (на основании лицензий на частоты, выданных украинскими властями), а также филиал «Киевстара» (входит в холдинг Vimpelcom ltd вместе с российским «Вымпелкомом»). До 1 января 2015 г. в Крыму действует переходный период: будут работать и украинские, и российские законы. Ни руководители МТС, ни представители Vimpelcom ltd не говорят, как планируют работать в Крыму. Неофициально обе компании предупреждают, что это очень чувствительный вопрос, потому что задача-максимум — сохранить и бизнес в Крыму, и нормальные отношения как с российскими, так и с украинскими властями.
В конце апреля на Украине начал действовать закон об оккупированных территориях. В первых редакциях в проекте этого закона содержался запрет на всякую лицензируемую деятельность в Крыму для украинских компаний. Но позже Верховная рада исключила из проекта весь экономический блок, пообещав принять отдельный закон. Еще один фактор, влияющий на решения сотовых операторов, — риск санкций со стороны Запада. «Мы будем рассматривать вопрос о введении санкций против физических лиц и организаций, если будет решено, что их деятельность подпадает под действие указов президента, связанных с Украиной» — так отвечал представитель минфина США на вопрос о возможности работы российских мобильных операторов в Крыму.
Поскольку санкции направлены против конкретных лиц и сфер деятельности, компания или ее деятельность должны быть как-то с ними связаны, объяснял ранее Эрик Феррари, руководитель вашингтонской юридической фирмы Ferrari & Associates. Работа российских мобильных операторов в Крыму не такой случай и им вряд ли грозит непосредственная опасность подпасть под санкции, считал он.
Источник, близкий к одному из российских регуляторов, знает, что на территории Крыма появится оператор, аффилированный с «Мегафоном». Как именно он будет выходить на рынок, пока не ясно. Представитель «Мегафона» это не комментирует. Разговоры о возможном выходе компании велись с того момента, как Крым вошел в состав России, признает источник, близкий к оператору. Но, объясняет он, пока «это чисто гипотетическая история».
В Крыму в конце 2013 г. было 2,97 млн абонентов сотовой связи (уровень проникновения — 128%), приводила оценки исследовательская компания iKS-Consulting. На рынке лидирует «МТС-Украина» с долей 57%, на втором месте «Киевстар» с 21% рынка. Третий, с 16%, «Астелит», на 55% принадлежащий турецкой Turkcell, на 45% — СКМ украинского бизнесмена Рината Ахметова. Оставшиеся 6% приходятся на операторов, работающих в стандарте CDMA, а также на 3G-оператора «Тримоб» (мобильная «дочка» принадлежащего Ахметову «Укртелекома»).
Елизавета Серьгина