Интернет-холдинг Mail.ru Group возглавил рейтинг РБК «50 крупнейших технологических компаний России», хотя годом ранее компания замыкала тройку лидеров. В этот раз Mail.ru Group обогнала не только своего ключевого конкурента на российском рынке — «Яндекс» (№ 2 в рейтинге), но и прошлогоднего победителя — производителя истребителей и бомбардировщиков «Компания «Сухой» (№ 4). На третьей позиции разместился Казанский вертолетный завод.
К началу 2016 года Mail.ru Group стала «мобильной компанией» и тем самым выполнила заданный еще три года назад курс, рассказывал 18 апреля генеральный директор группы Дмитрий Гришин. Он отмечал, что холдинг сейчас занимает первое место по размеру дневной мобильной аудитории в России, а более половины пользователей заходят на проекты Mail.ru Group именно с мобильных устройств (конкретные цифры не назывались). Теперь холдинг вступает во вторую фазу перехода к мобильности: «Меняется парадигма, подходы к сервисам, понимание их работы. Появились люди, которые фактически не видели компьютеры, но 300 раз в день проверяют телефон», — заявил Гришин.
Также в 2015 году одним из приоритетов для Mail.ru Group были игры — в частности, состоялись российский и международный запуски Skyforge и Armored Warfare, рассказывал Гришин на объявлении предварительных итогов года. Ежемесячная аудитория портфельных игр компании достигла 43 млн человек. Выручка от MMO-игр за 2015 год увеличилась на 6,3% и составила почти 9 млрд руб.
Одним из самых быстрорастущих активов Mail.ru Group является «В контакте», долю в котором холдинг довел до 100% в 2014 году. По итогам 2015 года выручка социальной сети выросла на 44,2%, до 6,23 млрд руб., для сравнения — сама группа «прибавила» в выручке 10% за 2015 год, до 39,3 млрд руб. (по неаудированным финансовым показателям; с учетом HeadHunter). Месячная активная аудитория (MAU) «ВКонтакте» достигла 90 млн пользователей, при этом свыше 70% из них заходят в соцсеть через мобильные устройства.
Несмотря на лидерство в рейтинге, Mail.Ru Group — не крупнейшая компания среди участников рейтинга. Выручка «Яндекса» в 1,8 раз больше — порядка 70 млрд руб. по итогам 2015 года. При этом, если посмотреть в целом на 50 участников рейтинга, то около 65% общей их выручки придется на военные и частично военные предприятия, а не на IT. Поэтому при составлении рейтинга учитывались не только размер компании, но и прибыльность бизнеса (рентабельность за последние пять лет). Интернет-компании вырываются вперед именно благодаря высокой маржинальности — у промышленных предприятий она несравнимо ниже.
Впрочем, экономический кризис и сокращение рекламного рынка начали сказываться на бизнесе двух лидеров рейтинга. В 2015 году и Mail.ru Group, и «Яндекс» впервые с момента выхода на биржу (осень 2010 года и весна 2011 года соответственно) показали снижение прибыли. Чистая прибыль победителя рейтинга технологических компаний РБК в 2015 году сократилась на 11,5% — до 11,1 млрд руб., у «Яндекса» снижение составило 43% — до 9,7 млрд руб. (по скорректированной чистой прибыли — на 11%, до 12,2 млрд руб.). Основные статьи валютных расходов для обеих компаний — аренда, зарплаты и продвижение.
Судя по рейтингу, сфера IT в российской экономике технологий пока занимает скромное место: на отрасль, где работают лидеры рейтинга, пришлось лишь 10,2% совокупной выручки 50 участников. Главной технологической отраслью осталась авиация — производители такой техники «принесли» 28,1% общей выручки компаний рейтинга. При этом сферу IT обошли также железнодорожное машиностроение (около 16%), производители оружия (почти 15%), компании, работающие на космос, и судостроители (примерно по 11%).
С точки зрения востребованности на мировом рынке российской сфере IT также есть, к чему стремится. Общий объем подписанных контрактов на экспорт российских вооружений составляет $48 млрд — такие данные приводил осенью 2015 года глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. Около 70% совокупной выручки участников рейтинга приходится на оборонные предприятия.
Для рейтинга «50 крупнейших технологических компаний России» РБК ранжировал компании, учитывая как их размер, так и прибыльность бизнеса, рассчитывая их среднегодовую выручку и рентабельность за последние пять лет. Если ранжировать компании просто по среднегодовой выручке, позиции лидеров IT-отрасли будут скромнее.
Алена Сухаревская, Полина Русяева