Президент России Владимир Путин одобрил закон о запрете sms-спама. Об этом сообщается на сайте Кремля во вторник, 22 июля.
Теперь заказчик sms-рассылки должен получить согласие абонента на получение сообщений, а после этого заключить договор с мобильным оператором о проведении рассылки. Если согласия от абонентов нет, то оператор должен прекратить рассылку. Абонент, в свою очередь, может потребовать от оператора не посылать сообщения от конкретного номера.
До принятия этого закона мобильным оператор не мог отказывать в рассылке, даже если абонент не соглашался на получение сообщений.
По данным антивирусных компаний, около 76% россиян получают спам в мобильных сообщениях. В месяц "Большой тройке" сотовых операторов поступают для доставки миллиарды автоматически созданных sms-сообщений, в основном с рекламой.
В 2013 году объем рынка SMS-рассылок в России составил $101 млн, подсчитали аналитики J’son & Partners Consulting. Примерно 70% — уведомления банков. Остальное — рекламные и информационные рассылки торговцев, автоперевозчиков, платежных систем, предприятий сервиса. Существенная часть рекламного трафика приходилась на спам, констатируют аналитики, из-за роста спама доля банковского трафика снизилась к 4 кварталу 2013 года до 50%.
Проблема sms-спама стала актуальна еще в середине 2000-х. Операторов связи неоднократно обвиняли в том, что их борьба со спамерами фиктивна, т.к. это фактически борьба с источником дохода. Но в 2013 году ситуация обострилась. "МегаФон" сообщал, что в конце 2013 года его клиентам приходило около 2 млрд спам-сообщений в месяц с буквенно-символьных и коротких номеров, что практически в 1 тыс. раз больше, чем двумя годами ранее. В МТС отмечали, что в октябре 2013 года объем входящих спам-сообщений из сетей других операторов вырос на 60%. В "ВымпелКоме" заявляли, что в августе-октябре 2013 года каждый абонент компании в среднем получал 12 спам-sms в месяц.
Поэтому с конца 2013 года операторы начали переходить на новую схему рассылки sms-сообщений. «МегаФон», МТС, Tele2 стали блокировать входящие sms с коротких и буквенно-символьных номеров отправителей, которые работали через посредников, без прямых договоров с операторами. «ВымпелКом» собрал базу недобросовестных отправителей рекламы, начал применять выборочные блокировки.
Законом sms-рассылка определяетcя по трем свойствам: массовость, автоматический характер отправления и использование специфических номеров, например, коротких или с буквами.