Джозеп Курто напомнил, что компания Gartner недавно предложила упразднить термин big data, хотя в свое время именно она его создала. Дело в том, что толкуется этот термин всеми по-разному, что вредит четкому пониманию предмета.
Сейчас важные моменты работы с данными – это обеспечение доступа, сбор больших объемов данных, скорость обработки, умение работать с самыми разнообразными данными. Приоритетом является умение моделировать с помощью данных. Для этого их нужно собрать («сырые» данные), затем провести очистку. После этого либо на основе полученной информации принимать решение, либо после проведения бизнес-анализа данные направить «в поток», чтобы ими могли воспользоваться другие, или сохранить для последующего анализа. «В реальности это всё равно сложно», - отметил Джозеп Курто, - «даже если данные структурированы».
Чтобы использовать самые передовые технологии работы с данными, многим компаниям необходимо трансформировать существующую ИТ-инфраструктуру, а также начать сбор данных из внешних источников. В качестве примера Джозеп Курто привел бизнес по производству оливкового масла. Оказалось, что качество продукта можно улучшить, применяя оптимальную по своим характеристикам воду для полива. Для этого производителям масла стали нужны данные о состоянии государственных водных станциях – когда они производят забор воды, в какую погоду. Какой полив требуется для почв конкретного состава и т.д.
Джозеп Курто (Josep Curto) – CEO исследовательской компании Delfos Research
и профессор IE Business School Madrid, входящей в ТОП-3 лучших
бизнес-школ Европы по версии Financial Times, Wall Street Journal и Forbes
Джозеп Курто подчеркнул, что сегодня модель бизнеса не статична, она должна быть гибкой. Чтобы понимать, куда двигаться, нужно сопоставить данные прошлые и полученные только что. Начать нужно так: очертить рамки проблемы, то есть, понять нужды бизнеса. После этого создать концепцию – получать информацию, важную для бизнеса. Затем приступать к работе с данными. При этом не лишне помнить, что бизнес-аналитика сама по себе не всегда дает ожидаемый эффект. Возможно, стоит создать рабочую группу, которая разработает пилотный проект. Если он окажется успешным, масштабировать его на всю компанию. Последующий шаг – работа с партнерами, с теми, кто будет использовать созданное решение.
Генеральный директор Hewlett Packard Enterprise в России Александр Микоян
Генеральный директор Hewlett Packard Enterprise в России Александр Микоян напомнил делегатам форума, что собой представляет гибридная инфраструктура, и подчеркнул, что переход к такой инфраструктуре является необходимым шагом к повышению эффективности ИТ. «Сегодня мы живем в экономике приложений», - подчеркнул Александр Микоян. В информационных системах предприятий сегодня сопрягаются данные из самых разных источников. Новые бизнес-решения требуют нового подхода. Как никогда ценится время. Приложения уже обновляются в непрерывном режиме, что накладывает жесткие требования на инфраструктуру, которая должна стать гибридной, способной обеспечить работу старым, новым и обновляемым приложениям без остановки бизнеса. Страшно представить, к каким последствиям привела бы приостановка деятельности, например, Сбербанка, всего на два дня в связи с обновлением технологической платформы. «Граждане начали бы в гневе штурмовать отделения банка», - предположил Александр Микоян.
Андрей Гараничев, руководитель проекта Проектного офиса, ОАО «Центральная ППК» рассказал о новых подходах к исследованию и моделированию пассажирских потоков в Московской области. Сначала был создан ситуационный центр с целью изучения того, что происходит на железнодорожных станциях, автовокзалах. Информацию получали из системы продажи билетов. Информация частично предоставлялась с задержкой, так как с отдаленных станций кассиры ее привозили на флэшках. Дело в том, что «Центральная ППК» не имеет доступа к сетевой инфраструктуре РЖД». А чтобы проложить свою сеть, нужны деньги, которые в нынешнее время получить от государства весьма проблематично. Поэтому проект создания собственной инфраструктуры рассчитан до 2024 года (!).
Андрей Гараничев, руководитель проекта Проектного офиса, ОАО «Центральная ППК»
После начала работы ситуационного центра было решено объединить данные о купленных билетах и расписание движения электричек (проект на Киевском направлении). Это было не просто, но зато в Центре исследования пассажиропотока оказалась точная картина загруженности электричек и по времени и по пунктам прохождения. Статистическое отклонение составило не более 15 человек на поезд. Полученная картина, по словам Андрея Гараничева, помогла правильно организовать работу кассиров на всех станциях следования, а также оптимизировать аренду поездов и пассажирских составов. В распоряжении центра теперь была актуальная схема движения денежных потоков по маршрутам движения, по типам проездных документов и др.
Проект также помог составить план действий на случай непредвиденных обстоятельств, например, перебоев в метро или на железной дороге. Это нужно для того, чтобы избежать коллапса, скопления большого количества людей, которые не имеют возможности уехать по избранному направлению, принять решение о привлечении альтернативного транспорта.
Андрей Гараничев отметил, что в результате реализации проекта компании удалось внедрить систему проактивного ремонта автоматов продажи билетов. Это сократило время ремонта в 12 раз. Решение помогает также отслеживать исполнительскую дисциплину сотрудников, которым сейчас понятно, по каким критериям оценивают их работу.
На форуме о моделировании цепочки поставок рассказал Виктор Горбунов - заместитель генерального директора по ИТ «Центра внедрения «ПРОТЕК». Системный подход к решению задач качества автомобильных дорог представил Артем Чукин, заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.