«РиК» вышла на рынок в 1992 году как сборщик компьютерной техники и дистрибьютор комплектующих. Однако с середины 90-х гг. владельцы «РиК» стали проявлять интерес и к другим сферам – тогда у группы появился свой инвестиционный комитет. Так, что касается других ИТ-проектов, то ее акционеры инвестировали, например, в создание компании, занимающейся офшорным программированием, Selectosa Systems. В дальнейшем она вошла в состав Mirantis, одного из крупнейших игроков на российском офшорном рынке. R&K также стоит за такими брендами, как Airton и Wiener Computer. В 2003 году была создана «РиК Консалтинг». Интересно, что около трех лет назад «РиК» ушла с рынка поставок и дистрибьюции компьютерной техники, став, таким образом инвестиционной компанией. При этом она интересуется не только сегментом ИТ, на который сейчас приходится около 50 % ее инвестиций, у R&K есть, например, девелоперские проекты в области строительства. Что касается высокотехнологичного сектора, то компания в свое время инвестировала в создание американской компании, занимающейся коллекторским ПО для банков (по сбору долгов), которая затем была перепродана. В этом году крупным анонсом стала покупка прав на кадровую систему HRB – об этом было официально объявлено вчера, 14 октября 2008 года. Кроме того, R&K проинвестировал в этом году в крупный интернет-проект, детали которого пока не раскрываются, известно только, что он направлен на массовый сегмент.
Исторически разработкой и продвижением HRB занималась консалтинговая компания Robertson & Blums. Напомним, что она была основана в 90-х гг. двумя частными лицами – рижанином Иварсом Блумсом и гражданином США Скоттом Робертсоном. Основным направлением бизнеса компании был выбран консалтинг в области ИТ и продвижение систем автоматизации бизнес-процессов. В основном Robertson & Blums занималась сторонними западными системами, включая SunSystems, JD Edwards, Cognos. Исключением стала HRB, которая в свое время появилась как кадровый модуль к финансовой системе SunSystems (модуль изначально назывался RB Payroll, первая версия вышла в 1995 году), а затем переросла в отдельный продукт (начиная с версии 3.0, которая появилась в 1998 году). Штаб-квартира Robertson & Blums находилась в Риге, и основным регионом сбыта была Восточная Европа, где в 2000-х гг. более 50 % продаж приходилось на Россию (хотя велись проекты и в других странах, включая такие экзотические, как Фиджи и Новая Каледония).
В конце 2006 года была заключена сделка о приобретении бизнеса Robertson & Blums американской Amazing Global Technologies Ltd, которая на тот момент ставила перед собой задачу консолидации игроков с экспертизой JD Edwards на основных мировых рынках. Через год Robertson & Blums была переименована в Amazing и были анонсированы планы по удовению бизнеса в 2008 году. Однако в начале этого года руководство Amazing решило приостановить деятельность в Восточной Европе, включая территории действия бывшего Robertson & Blums. Соответственно, если практики по продуктам сторонних поставщиков могли быть переданы другим интеграторам, то ситуация с HRB как продукта собственной разработки была не столь однозначна. Фактически после ухода Amazing с рынка Восточной Европы кадровой системой никто не занимался, хотя у нее было достаточно большое количество внедрений – системой пользовалось более 550 клиентов в 22 странах мира, включая такие компании, как Philip Morris (которая стала первым ключевым заказчиком), Kodak, Sony, AIG, Citi Group, Unilever, Sony, DHL и др. – всего HRB обслуживала около 250 тыс. работников у своих клиентов. Сейчас права на систему удалось получить R&K. Всего группа инвестировала около $1 млн в этот процесс, и ей удалось получить не только интеллектуальную собственность, но и команду разработчиков в виде латвийской AGroup, а также существующих клиентов и партнерскую сеть.
«В инвестиционном портфеле «РиК» существовала «РиК Консалтинг», которая исторически пересекалась по своим предложениям с Robertson & Blums, поэтому мы хорошо знали эту компанию как с точки зрения бизнеса, так и персоналий. Когда мы впервые услышали о покупке R&B компанией Amazing Global, мы очень чутко следили за развитием ситуации и продолжали поддерживать контакт с ключевыми менеджерами R&B. В момент, когда Amazing Global принял решение ликвидировать R&B, мы поняли для себя, что это идеальная возможность эффективно инвестировать деньги. Мы остановили свое внимание на линейке HRB», - прокомментировал управляющий партнер R&K Group Борис Ренский. Этот процесс нельзя было назвать тривиальным – достаточно большое количество усилий R&K потратила на выяснение того, кто же является реальным владельцем прав HRB (компания даже оплатила аудит Amazing специалистами по праву в области интеллектуальной собственности). В итоге выяснилось, что права принадлежали SIA Amazing Latvija – правопреемнику Robertson & Blums Latvija, в котором располагался центр разработок HRB. Когда Amazing Global покидала рынок, Amazing Latvia проводила аукцион по распродаже имущества - как физического, так и интеллектуального. Тогда-то и была совершена сделка с R&K при участии латвийской AGroup – сделка по покупке прав на линейку продуктов HRB компанией AGroup у компании Amazing Latvija была завершена 25 июля 2008 года.
Компания AGroup, 51 % акций которой сейчас принадлежат R&K, в свою очередь, была основана выходцами из латвийского офиса R&B буквально за год до закрытия Amazing как технологический партнер по направлению HRB. Сейчас в AGroup также перешла основная команда разработчиков HRB. В частности, президентом компании был назначен Артур Апалис, ранее проработавший в R&B около 9 лет и занимавший пост country-менеджера, а потом и руководителя офиса Amazing Latvija. К данному моменту AGroup подготовила новый релиз HRB версии 3.7 и, кроме того, восстановила партнерскую сеть по этому продукту. Сейчас у нее насчитывается 10 партнеров, действующих в тех же 22 странах. При этом часть из партнеров являются командами из закрытых офисов R&B, например «Септима» (Украина), «РБЦ-груп» (Казахстан и Азербайджан). Среди других партнеров – Computime (Мальта), Hogart Data Center (Польша), KCS (Кувейт), M2R Technologies (Канада), NetU (Греция и Кипр), Synergy Software Systems (ОАЭ).
В России HRB будет заниматься столичная Info Industries Group (IIG), которая фокусируется на услугах в области ИТ-консалтинга и автоматизации бизнес-процессов. Эта компания вышла на рынок в 2000 году и занимается как продуктами сторонних вендоров, в частности, Microsoft, SAP, IBM , так и продвигает собственные решения – ULTOR (управление операционными рисками банков), IIG Retail (автоматизация процесса оказания банковских розничных услуг), IIG BJet (планирование и контроль исполнения бюджетов). Как рассказал генеральный директор IIG Дмитрий Лебедев, в этом году компания решила расширить портфель и заняться кадровыми решениями. Выбор фактически свелся к двум альтернативам - это «тяжелые» SAP HR и Oracle HR либо «коробочное» решение от «1С». «После знакомства с HRB выбор был сделан в пользу этой системы как наиболее оптимального решения с точки зрения ее возможностей и локализации к потребностям российского рынка», - прокомментировал г-н Лебедев. Сейчас IIG является единственным партнером AGroup в России по дистрибьюции, внедрению и сопровождению системы HRB. При этом в IIG перешли специалисты по HRB из бывшей практики Robertson & Blums в России. От последней IIG досталось около 80 компаний, которые используют данную систему. Среди них более 50 % - это российские заказчики (например, Борский стекольный завод, «Северо-Западный Телеком», «Комстар-ОТС», МТС, «Сладко» ), однако существенную часть занимают и интернациональные игроки – упоминавшиеся Philip Morris, Kodak, а также гостиничные сети Ritz Carlton, Radisson SAS, пивная компания Sun InBev и т.д. Также пользователями системы являются ряд банков, например Транскапиталбанк. Кроме того, IIG уже успела заключить два договора на внедрение с новыми клиентами.
Что касается рыночных перспектив продукта, то, как отметил Борис Ренский, компания намерена вернуть инвестиции за 24 месяца – при том, что в бытность R&B рынок HRB составлял около $2 млн в год. По словам г-на Ренского, основной задачей на ближайший год является восстановление процессов поддержки и выпуск новых версий продукта: «В связи с реструктуризацией Robertson & Blums последние 12 месяцев были тяжелым периодом для наших клиентов и партнеров, и сейчас они более чем когда-либо нуждаются в нашем внимании. Наша основная задача на следующий год - сфокусироваться на существующих клиентах и партнерах HRB».
Сейчас HRB позиционируется как полноценное решение для управления персоналом и расчета заработной платы для крупных и средних предприятий, которое в состоянии обеспечить сложный учет и управление персоналом предприятия, работу со штатными расписаниями, расчет заработной платы любой сложности, учет рабочего времени и документооборот персонала. Главными конкурентами HRB называются SAP HR и Oracle HR, а основными преимуществами – ее локализация под реалии российского рынка и скорость адаптации под изменения российского законодательства (напомним, что последнее является больным местом для решений SAP и Oracle). Кроме того, в HRB реализована возможность интеграции с платформами Oracle, SAP, SunSystems (сейчас Infor), Microsoft Dynamics NAV и AX, «1C».
Как рассказал старший вице-президент AGroup Юрий Янсон, стратегия развития продукта подразумевает создание полнофункционального продукта управления человеческим капиталом (Human Capital Management) - HRB 5. В него наряду с наработками по административному управлению персоналом из предыдущих версий войдет функциональность управления персоналом стратегического уровня, что позволит позиционировать продукт как решение для автоматизации всех основных процессов управления человеческим капиталом на предприятиях. Платформа HRB 5 с использованием собственной среды быстрой разработки и развертывания LEAF (Lightweight Enterprise Applications Framework). Согласно графику, релиз HRB 5.1 появится в первом квартале 2009 года, а финальный HRB 5.5 будет выпущен в четвертом квартале 2010 года – с полным функционалом HCM.
Одновременно R&K объявила о закрытии компании «РиК Консалтинг», основной бизнес которой был связан с JD Edwards (напомним, что эта ERP-система принадлежит сейчас Oracle). Всего компания заключила 7 контрактов на внедрение, и в 2005 году «РиК Консалтинг» даже заняла первое место по этому направлению среди российских партнеров Oracle. Также она занималась и Oracle e-Business Suite – как попутным направлением. Как пояснил Борис Ренский, основной причиной закрытия «РиК Консалтинг» стала тяжелая кадровая ситуация в России в практике JD Edwards и отсутствие четких планов со стороны Oracle по ее развитию. Сейчас по JD Edwards начинают работать «ФОРС» (один из ключевых партнеров Oracle в России), кроме того, это направление запустила и IIG.