Одновременно министерство выдвинуло новый срок для завершения перевода федеральных госуслуг в электронный формат — 1 января 2016 года. Для региональных госуслуг обозначена дата — 1 июля 2016 года. Однако не для всех, а лишь в общей сложности для 35 видов таких услуг. Это следует из подготовленного в Минкомсвязи проекта постановления правительства.
При этом, в 2011-2013 годах непосредственно на электронные услуги из госбюджета уже было выделено 1,94 миллиарда рублей, а всего на «электронное правительство» (включая другие его компоненты) — 4,2 миллиарда рублей.
Зачем нужны электронные услуги
Системная работа над переводом государственных услуг гражданам и организациям в электронный вид началась после того, как в феврале 2008 года президент России утвердил Стратегию развития информационного общества.
Среди прочего в ней была прописана задача увеличения объемов и качества государственных услуг в электронном виде. Согласно стратегии, к 2015 году доля государственных услуг, которые можно получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, должна была составить 100 процентов от общего объема государственных услуг в России. То есть, к этому времени все госуслуги должны были стать электронными.
Идея состояла в том, чтобы максимально избавить российских граждан от хождения по ведомственным кабинетам при обращении к государству. Это касалось широчайшего спектра проблем — от записи ребенка в детский сад до регистрации прав на имущество.
Предполагалось, что для тех услуг, в результате получения которых законом не требуется обязательное получение бумажного документа (например, паспорта или свидетельства о рождении), гражданин вообще не должен появляться в госучреждениях: отправил заявление об услуге по интернету и по интернету же получил результат.
Позднее правительство добавило несколько уточнений. Одно из них гласило, что госструктуры при обращении к ним не имеют права требовать от людей никаких дополнительных справок, если соответствующие сведения о гражданине у государства уже есть. Пусть они находятся не в том ведомстве, куда обратился человек, — чиновники должны были сами обмениваться нужной им информацией. Срок наступления этого счастья был назначен на 1 июля 2012 года.
Но потом все пошло не так.
Как должна была проходить «электронизация» госуслуг
На основании стратегии, утвержденной президентом, правительство приняло ряд постановлений и распоряжений, в которых были более конкретно изложены задачи по созданию системы электронных госуслуг.
В частности, в 2009 году правительство определило 74 вида услуг, которые должны были стать электронными в первую очередь. Среди них, например, подача налоговой декларации, таможенное оформление товаров, выдача водительских прав и общегражданских паспортов, установление пенсий и другие.
Завершить их полный перевод в электронный вид планировалось до конца 2014 года. До этого же времени предписывалось «электронизировать» 58 видов региональных услуг.
Затем, в декабре 2011 года, правительство решило, что к 1 января 2014 года все вообще госуслуги будут полностью электронными, то есть человек сможет не только запросить, но и получить их результат в электронном виде.
Январь 2014 года наступил и прошел, и вот теперь Минкомсвязи предлагает опять, как в 2009 году, начать с развития приоритетных госуслуг числом 35, из них — 15 федеральных и 20 региональных.
Что не так в консерватории
Министерство не объясняет подробно, чем вызвано его новая инициатива. В пояснительной записке к проекту постановления правительства о новых сроках внедрения приоритетных услуг, Минкомсвязи указывает лишь, что, «несмотря на определенные успехи при реализации проекта по переходу на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в настоящее время этот процесс далек от завершения».
«В ходе реализации проекта был выявлен ряд сложностей, препятствующих успешному переходу на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме», — написано в документе министерства.
Тем не менее в новой концепции электронных госуслуг, утвержденной правительством в декабре 2013 года, более подробно сказано, как обстоят дела.
А дела с этими услугами, судя по данным правительства, обстоят не блестяще.
Так, в самый простейший вид «электронизации», когда через интернет можно лишь получить информацию о правилах предоставления госуслуги, переведено чуть более половины всех услуг — 53 процента федеральных и 55 процентов региональных.
Подать через интернет заявление на получение можно только для 9,7 процента федеральных услуг и 10,7 процента региональных. Тогда как это должно было быть возможным для всех услуг еще к 1 июля 2012 года.
А полная «электронизация» услуг, когда и получение результата по ним является электронным, достигнуто только для 21 федеральной услуги (3,3 процента от общего числа) и для 47 региональных (1,1 процента). Напомним, что ранее планировалось перевести все госуслуги в электронный формат к январю текущего года.
Опять 35
Для предложенных Минкомсвязи 35 первоочередных госуслуг установлено несколько требований, которые нужно выполнить к 2016 году.
Это все те же ранее прописанные в документах правительства возможности выполнения в электронном виде различных действий в процессе получения и оказания госуслуги: от справки о правилах и записи на прием в госучреждение до результата услуги. Единственное новшество — возможность через интернет пожаловаться на действия чиновников.
Получается, что если уже сейчас 21 федеральная и 47 региональных услуг полностью готовы, то до 2016 года остается лишь добавить в 35 из них возможность пожаловаться. Немного для двух лет работы.
Почем госуслуги
Расходы бюджета на создание системы электронных госуслуг были установлены еще первым вариантом госпрограммы. В 2011-2013 годах на них было выделено и потрачено 1,94 миллиарда рублей.
В том числе, на федеральный портал госуслуг — 453 миллиона, на переход к предоставлению госуслуг в электронном виде — 697 миллионов, на развитие системы межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении услуг — 306 миллионов рублей и так далее.
Всего же на электронное правительство — 4,2 миллиарда рублей. Это, кроме самих госуслуг, такие нужные для них элементы, как создание единой системы электронной подписи, развитие телекоммуникационной инфраструктуры и другие. Вообще-то денег на все это пошло еще больше, но они включены в другие статьи госпрограммы, и выделить их почти невозможно.
Также не очень понятно, сколько бюджетных средств уйдет в 2014-2016 годах на «доведение до ума» очередных 35 первоочередных услуг: расчет средств в новой редакции программы составлен по достаточно общим позициям.
Можно лишь увидеть, сколько будет стоит бюджету «электронное правительство» в целом. В 2014 году на него выделят 3 миллиарда рублей, в 2015 году и 2016 годах — по 3,7 миллиарда рублей.
Деньги на эти цели предусмотрены и после 2016 года. Но это уже будет совсем другая история, не касающаяся 35-ти первоочередных услуг.
Инна Кудрина, Игорь Агапов